Эти мифы уже достаточно прочно вошли в наше сознание. Но так ли это на самом деле? Чтобы понять, почему сегодня вокруг успешных женщин так много возмущения, шума и криков (в основном мужских!), давайте немного покопаемся в теориях, которые на протяжении всей истории создавали и развивали опять-таки мужи (хотя и ученые!), чтобы держать нас в повиновении.
Посмотрите, ведь практически вся история человечества — это летопись мужского владычества. Именно они открывали новые континенты, порабощали народы, делали научные открытия и процветали в бизнесе. А в средние века развернули «охоту на ведьм», на церковных соборах обсуждали вопрос, есть ли у женщины душа, писали научные трактаты по проблеме, является ли она человеком, таким образом испокон веков умаляя наше достоинство. А ведь в глубокой древности женщины были оракулами, хранительницами священных знаний, жрицами.
Наверняка теперь мужчины почувствовали, что начали терять власть над женщинами, что созданные ими теории терпят полнейший крах. Так какую же участь на протяжении многих веков уготавливали они нам?
Любая теория отображает время, культуру и представления о мире, которые ее породили. Появление и развитие психоанализа постепенно привело к частичным разрушениям прежних мифов и созданию новых. Процесс был длительным и болезненным, возникали менее романтические мифы, замаскированные покрывалом «научного подхода».
Позволим себе здесь пользоваться соответствующим стилем и терминологий (помните, эти знания тоже необходимы настоящей успешной леди!).
«Анатомия — это судьба», — утверждал 3. Фрейд. Именно различия в строении тела формируют две особенности в развитии женской психологии: комплекс кастрации и зависть к мужскому половому члену. Эти комплексы определили, по мнению Фрейда, три возможные линии развития женской психологии: одна ведет к подавлению сексуальных импульсов, а следовательно, к неврозам; вторая — к модификации характера под мужские образцы, для которых характерно стремление к творческой деятельности, сильные социальные интересы, активность; третья — к нормальной женственности, под которой Фрейд понимал стремление к реализации желания обладать тем, что составляет предмет женской зависти, посредством замужества и рождения сына. Результатом нормального развития женской психики и естественными компонентами здоровой женственности являются, по Фрейду, пассив-ностпь, отсутствие чувства справедливости, предрасположенность к зависти, слабые социальные интересы, неспособность к сублимации (то есть к творческой деятельности).
Итак, зависть к мужчине организует женскую психику так, что возможны три пути развития: истерия, мужеподобие и нормальная женственность, которая очень сильно отличается от нормального общечеловеческого типа личности.
Надо заметить, что Фрейд полностью разделял традиционные предрассудки своего времени (XIX век) относительно женщины и ее роли в обществе. В поздних работах ученый утверждал, что в действительности никогда не понимал женской психологии. Но и эти слова великого человека воспринимались обществом как подтверждение непредсказуемости и алогичности женской психологии.
А. Адлер сделал весьма радикальный вывод, что психологическое различие между полами является целиком результатом культурных установок. Установки относительно различий между мужчиной и женщиной наиболее глубоко влияют на развитие человека в детстве, и девочка приходит в мир со звучащими в ее ушах предрассудками, предназначенными для ее порабощения и искажения ее веры в собственную ценность, уничтожения уверенности в себе, разрушения ее надежд. Очевидные преимущества мужчин в нашем обществе создают значительные искажения в психическом развитии женщины».
Итак, психоанализ дал псевдонаучное обоснование неполноценности женщины и вышел далеко за пределы только психотерапии. В XX веке, особенно в первой половине, он становится всеобъемлющей идеологией, простирающейся на сферы искусства и массовой культуры. На работы Фрейда опираются в своих исследованиях философы, социологи.
Теория структурно-функционального анализа Т. Парсонса имеет в основе своей жесткое разделение ролей между полами. Женские роли определены главным обра-зол ее биологической природой — способностью к деторождению. Итак, главным для женщины является «статус жены своего мужа, матери его детей (лучше сыновей), домохозяйки». Первичная сфера деятельности мужчины — работа, а функция в семье — быть кормильцем. Профессиональная деятельность мужчины предопределяет его главенствующую роль в семье, а домашний труд, названный псевдозанятием, — ее подчиненную роль.
Теория Парсонса легла в основу социальной идеологии западного мира. Женщины Европы и Америки кинулись в семью, как в омут, ограничась уютным мирком собственного дома, ролями матери, жены, домохозяйки. Культ женственности — любящая мать семейства в кругу детей-ангелочков в личном загородном доме на лужайке угощает обедом собственного приготовления друзей и родных. Это красивая рекламная картинка. На деле быть женственной — это быть пассивной, зависимой, не только финансово, а и психологически тоже, нерешительной, подчиняемой, необразованной, незрелой, неполноценной. Безграничный мир съеживается до стен уютного дома. Смысл жизни молодой девушки сводился к охоте за обручальным кольцом, так как, получив мужа, она подтверждала свою женственность, а родив ребенка — свое предназначение на этой земле.
Психоаналитики К. Хорни, X. Дойч подвергли критике теоретические основы — идею зависти к мужскому половому члену и комплекс кастрации. Для зрелой здоровой женщины речь скорее может идти о зависти к доминирующему социальному статусу мужчин и переживание своего собственного подчиненного положения, что, естественно, не может не вызывать стрессов. Зависть к более широкому выбору возможностей самореализации, одобряемых и поощряемых обществом, когда речь идет о мужчинах.
А что же все это время было у нас? Влияния психоанализа не было, так как были свои методы и идеологи. Семьдесят лет декларировалось равноправие полов, однако, как всегда, фасад был прогрессивным, а механизм реализации — репрессивным. В СССР культивировался образ суперобщественницы, передовика производства, «спортсменки, комсомолки, красавицы». При этом матери-героини, образцовой домохозяйки и воспитателя подрастающего поколения строителей коммунизма. Гармонично развитая личность!' Общественные интересы у суперженщины были превыше личных, интересы завода превыше интересов семьи. Социальный заказ она выполняла мгновенно: все на Дальний Восток — эшелонами едут строить Комсомольск-на-Амуре, все на целину — едут в степи, на БАМ — в тайгу.
Мужчины свято верили в этот миф о советской суперженщине, да и мы сами верили и гордились. Но выполнить все это просто физически невозможно. Этот миф — физическая и психологическая ловушка; теми, кто в нее попал, легко манипулировать. Несоответствие мифическому образу осуждалось обществом и мужчинами, всеми, кто в него верил.
Что же наступило после краха этого мифа? Началось полное игнорирование женщин, вытеснение с престижных должностей, рост женской безработицы. Им оставили работу в бюджетных организациях, где нет зарплаты и где они ничего не производят (врачи, учителя, домохозяйки). Что же предлагается взамен? Идет мощная пропаганда бытового комфорта, пищи, косметики. Оказывается, чтобы быть уверенной в себе, женщине достаточно иметь качественные гигиенические пакеты, пребывать в хорошем настроении — капля туалетной воды... и все! Бульварная пресса, женские романы и телевизионные сериалы о роковой любви, современные варианты Золушек: сиди и жди —все придет, судьба улыбнется тебе. Те взгляды, которые семьдесят лет считались мещанскими и осуждались, сейчас, когда общественное мнение повернулось на 180 градусов, поощряются. Все твои проблемы решит тот мужчина, который заинтересуется тобой, а для этого следи за собой, украшай себя и будь хорошей домохозяйкой!
Когда мы росли, многие из нас не могли представить себя в возрасте тридцати-сорока лет. Мы не видели себя взрослыми, зрелыми. Наши личные планы и мечты ограничивались замужеством, а далее — жить жизнью детей, мужа. В нас не воспитывалось собственное «Я», что позволило бы сказать себе: «Кто я, кем я могу стать, и кем хотела бы быть?»
Одно очевидно: мы не хотим быть похожими на своих матерей, несмотря на то, что мы их любим. «Уж я добьюсь большего. Получу от жизни то, что не смогла моя мать. Я состоюсь как женщина, реализую все, что дала мне природа!» Но извлечь урок из жизни своей матери удается не всем. Молодые люди сейчас испытывают кризис личности из-за того, что не могут найти образ, которому стоило бы подражать, чтобы полностью реализовать свои возможности.
Человек только тогда начинает принимать жизнь всерьез, когда он понимает, что жизнь проходит зря. Самое печальное — когда это случается уже на смертном одре. Но иногда его пробуждает угроза не физической, а духовной смерти от пассивного конформизма, от бессмысленной, никому не нужной работы.
Социальный стереотип, миф о предназначении женщины (принести себя в жертву семейному очагу) обрекает представительниц слабого пола именно на такую жизнь. Женщина, у которой сегодня одна цель — родить и выкормить, мало отличается от братьев наших меньших. А когда ее тело перестанет выполнять детородную функцию, что тогда?
С помощью таких мифов удалось похоронить заживо миллионы женщин. Для них нет другого пути освобождения, как только попытаться выйти за пределы физиологии и домашнего труда. И эти изменения помогут проявить себя по-новому в качестве жен и матерей, реализовать свои уникальные способности. Что может дать ценного своим детям и мужу вечно недовольная, загнанная домохозяйка?
Однако развитию сопутствуют не только удовлетворение и радость, но и трудности. Каждый шаг вперед — это шаг в неведомое, сопряженный с опасностями. Продвигаясь по этому пути, вы вынуждены отказаться от чего-то привычного, приятного, удобного. Вам приходится изменить легкую и беззаботную жизнь на самостоятельную и трудную. Всякое развитие связано с потерями и требует мужества. Что удерживает вас от выбора своей дороги? Сила инерции, страх перед новизной, плен стереотипов. Святое: «Что скажут люди!.. Ведь я немолодая (маленькая, рыжая, толстая), надо было раньше». Боязнь лишиться привычной, удобной зависимости от мужчин, которая дает много выгод психологических, социальных (не принимать решений, перенести ответственность, обвинить его во всех неудачах, быть защищенной от жизни его спиной и стенами собственного дома).
Но те, кто сумел развить свои способности и нашел цель в жизни, не только испытали чувство полноценности существования, но и почувствовали необъяснимую новизну в отношениях с близкими.
Это новый образ женщины. Женщина-«удачница», успешная, уверенная в себе, лишенная комплекса ограничения личной свободы и ущемления прав. Она обладает личной силой и не боится разделить ее с другими, оказать помощь, заставить поверить в себя. Делает выбор для себя и не только не подавляет, но и поддерживает других в принятии самостоятельных решений.
Кто знает, каких высот сможет достичь женщина, когда она наконец станет самой собой? Поиски своего «Я» только начинаются.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005