Одежду, которую надевали древние римляне, можно условно разделить на две большие группы: официальную и неофициальную. Официальной одеждой являлись тога, стола и туника. Тогу считали основной верхней одеждой, и к тому же она являлась показателем того, что ее владелец — гражданин. Изгнанникам и людям, нарушившим закон, категорически запрещалось надевать тогу. Облачение в иноземное платье также считалось в Древнем Риме дурным тоном, признаком невоспитанности и даже нарушением законодательства.
Тогой называлось широкое полотно шерстяной ткани полуовальной формы или имевшее вид сегмента круга. Длина такого наряда по краю могла достигать 6 метров. Поэтому облачаться в тогу было занятием не из легких. Ранние тоги делали узкими, облегающими фигуру, а поздние — широкими и свободными. Тога в Древнем Риме считалась не просто одеждой. Она также являлась своеобразным символом государственности и, кроме того, служила воплощением и выражением национального самосознания римлян. Известна трагическая история о том, как царь Митридат, задумавший очистить собственную провинцию от римлян, разослал своим военачальникам приказ, повелевающий беспощадно убивать всех тех, кто облачен в тогу — одеяние, которое носили только римляне. Вероятнее всего, в те времена тога была единственно верным признаком, позволявшим точно определять римских граждан.
Тога являлась также официальной одеждой, которую носили высокопоставленные государственные деятели. Так, например, сенатора можно было отличить от других граждан по широкой красной или пурпурной полосе, нанесенной с лицевой стороны полотна тоги. Такую же тогу с красной полосой надевали и дети, происходившие из знатных семей. По достижении ими 16 лет тогу с полосой меняли на белую — ту, которую носили и взрослые. Следовательно, тогу с красной полосой можно назвать одеянием представителей высших сословий. Она являлась символом власти, элитарности и принадлежности к кругу аристократов и магистров.
С Тола выполняла в женском гардеробе те же функции, что и тога в мужском. Другими словами, была частью официального одеяния римских женщин и служила показателем того, что ее владелица принадлежит к знатному роду, что она супруга или мать высокопоставленной особы. Молодые девушки и незамужние женщины не имели права надевать столу. Таким образом, являясь драпирующей, а не кроеной одеждой, стола отвечала всем требованиям римского законодательства. Кроме того, ее воспринимали как своеобразный символ женской чистоты, совершенства и благочестия.
Тунику — рубашку с рукавами или без таковых — носили, подвязывая поясом на талии или свободно. Свободная туника представляла собой предмет нижнего белья, а потому расхаживать в ней по улицам города считалось в Древнем Риме верхом неприличия. Туника, собранная у талии поясом и отделанная по краю алым или пурпурным кантом, так же как и тога, принадлежала к числу одеяний, которые отличали знать, сенаторов и всадников от других граждан. Тунику сенаторов украшала одна широкая красная полоса, шедшая от ворота до подола, а тунику всадников — две тонкие красные полосы.
Неофициальной одеждой в Древнем Риме являлись сагум, лацерна, камиса, палла и пр. Это были свободные одеяния, которые дополнялись другими предметами одежды.
Сагум, лацерна и палла представляли собой разновидность плаща. Лацерну и паллу шили из тонкой матери и и надевали поверх тупики или тоги. Сагум изготавливал и из толстой ткани. Это был плащ квадратной формы, несколько короче лацерны, а носили его в основном только воины. Наиболее демократичным видом одежды древних римлян оставался плащ. Его могли надевать как знатные граждане, аристократы, так и простолюдины.
Первые рубахи с рукавами стали шить в Древнем Риме начиная с III века до н. э. Однако статус разрешенной государственным законодательством одежды они получали только к началу II столетия до и. э. Такую сложную судьбу рубахи в древнеримской моде можно объяснить особым отношением римлян к кроеной одежде. Все одеяния, которые кроились, неизменно воспринимались гражданами великого государства как вторжение культуры иноземцев (в частности, варваров). А длинные рукава рубахи к тому же говорили об особенной заботе ее обладателя о сохранении тепла и о собственном здоровье, что свидетельствовало о себялюбии, избалованности и изнеженности.
К числу кроеных одеяний древних римлян относились пенула и рубаха. Это была повседневная одежда, заимствованная римлянами из культуры варваров. Пену-лой называли пальто с капюшоном, рукавами или без таковых, сшитое из толстого материала. Римляне, особенно внимательно относившиеся к своему внешнему виду и следившие за веяниями моды, заказывали для себя пенулы из ворсистой ткани.
Государственное законодательство обязывало всех граждан носить на улицах города определенную одежду в установленных сочетаниях и конкретного цвета. Так, тунику должно было надевать с тогой, а столу — с падлой. При этом тунику следовало шить только из белого материала. Естественно, что такая одежда больше подходила для аристократов и государственных деятелей, которые большую часть дай проводили на публике, а потому им приличествовало выглядеть безупречно и с точки зрения моды, и с позиций требования закона. Таким образом, одеяния знатных граждан никак нельзя было назвать практичной одеждой, поскольку их главными чертами оставались декоративность, напыщенность и искусственность.
Как уже было замечено выше, закон предписывал римлянам носить тунику белого цвета. Однако простолюдины, крестьяне или ремесленники не могли использовать такое одеяние в качестве повседневной и уж тем более рабочей одежды. Именно поэтому законодательные уложения часто нарушались. Существовавшие в действительности римляне выглядели несколько иначе, чем те, которые были описаны в государственных документах. Вовсе не белый цвет на практике был доминирующим в одежде древних римлян. Ту одежду, которую жители империи носили в повседневной жизни, по цвету можно было разделить на две группы. Первую представляли одеяния желтовато-коричневого и серовато-черного оттенков, которые являлись символом скромности, бережливости, труда и сохранения народных традиций и обычаев. Вторая группа — это одежда ярких цветов: зеленого, фиолетового и красного. Такие наряды шили из окрашенных натуральными красителями тканей. А носить их могли или состоятельные римляне, или люди, работающие в сфере торговли предметами роскоши. К началу I столетия н. э. эти группы граждан условно противопоставлялись как новомодные и либеральные тем римлянам, которые выражали приверженность старым порядкам, традициям и характерному для Римской империи консерватизму.
Прекрасные представительницы слабого пола в Древнем Риме подбирали гардероб, также исходя из общепринятых правил приличия. Так, добропорядочные женщины должны были носить одежды, сшитые из тканей определенных опенков. Римлянкам разрешалось надевать туники и плащи желтовато-коричневых тонов и зеленого цвета. Продажные женщины носили одеяния яркой окраски, прежде всего алого и лилового цветов.
Мужчинам нежелательно было облачаться в одежду зеленого и оранжевого цветов. Одеяния зеленых оттенков могли носить только женщины. Надевать тунику того же цвета для мужчин считалось зазорным и неприличным. В языке римлян даже появилось выражение «зеленые нравы», что означало развращенность и невоспитанность. То же можно отнести и к оранжевому цвету. Оранжевым в Древнем Риме было покрывало невесты. Мужчинам запрещалось надевать одежды этого цвета, поскольку это воспринималось как надругательство над священными обычаями и традициями.
Однако скорее не идет тупики выделял в толпе женщину свободного поведения, а характер того костюма, который она носила. Как правило, это был пестрый наряд, отдельные элементы которого плохо сочетались друг с другом. Такое одеяние потому и считалось противозаконным и неприличным, что не соответствовало основным догматам, проповедуемым государственными деятелями, видевшими в нем вызов традиционному римскому вкусу и характерной да я него сдержанности.
Столь же значимой являлась и символика цвета в мужской одежде. Все яркое и пестрое считалось неприличным и вызывающим. Кроме того, наряды ярких оттенков воспринимались окружающими как стремление похвалиться своим богатством, что считалось недостойным поведения римского гражданина, которому следовало быть прежде всего скромным. Наиболее отрицательное значение получил в Древнем Риме алый цвет. Не случайно все антигерои драматических произведений Петрония, Марциала и Ювенала облачены в яркие пурпурные и алые одежды. Как уже было замечено выше, наряды, отделанные красным кантом, могли носить наиболее знатные и высокопоставленные особы: сенаторы, всадники и магистры.
Древние римляне не располагали большим разнообразием головных уборов. Как правило, горожане выходили на улицу с непокрытой головой. Лишь в редких случаях они могли набросить на голову тогу. Жителям городов древнеримского государства были известны шапки. Их могли носить как простые люди, так и представители знатного сословия. Шапку нередко заменял капюшон, предусмотренный моделью тоги или использующийся отдельно.
Женщины Древнего Рима в то время ещё не знали о существовании шляпок. Голову они покрывали полой паллы или накидкой, которую прикрепляли шпильками к волосам. Типичным женским головным убором тех времен была митра — полотно легкой ткани. Ее надевали таким образом, что она принимала вид чепчика. В качестве головного убора и одновременно украшения римские женщины использовали также и специальные ажурные сетки.
Судя по сохранившимся памятникам, свидетельствующим о быте и повседневной жизни древних римлян, жители великой империи не могли пожаловаться на скудный выбор обуви. Как мужчины, так и женщины носили закрытую легкую обувь — кальцеус, представлявшую собой подобие современных высоких ботинок. Сочетание кальцеус и тоги было признано древнеримским законодательством национальным костюмом, в котором граждане должны были ходить по улицам городов. Показываться на публике в какой-либо иной обуви высокопоставленным особам и государственным деятелям строго запрещалось. Это воспринималось окружающими как неуважение национальных обычаев и несоблюдение правил благочестия.
По тому, какую форму, цвет и высоту имели кальцеус, можно было определить должность гражданина и его принадлежность к тому или иному сословию. Так, например, сенаторы носили высокие кальцеус, голенища которых доходили до колена. Обувь для столь высокопоставленных особ шили из мягкой кожи самого лучшего качества. А фиксировались кальцеус на ноге четырьмя ремешками. На принадлежность гражданина к старинному аристократическому роду указывала брошь, выполненная из слоновой кости, имевшая вид полумесяца и прикрепленная к подъему ботинка. Такая брошь служила также в качестве застежки.
Кальцеус муллеус — обувь, существовавшая в Древнем Риме, — это разновидность кальцеус. Их шили из кожи, окрашенной в пурпурный цвет, являвшийся символом высшего чиновничьего сословия. В Древнем Риме была известна и другая разновидность кальцеус — кальцеус мулебрис. Они представляли собой ботинки, которые могли быть изготовлены из кожи, окрашенной в красный или желтый цвет. Однако чаще всего состоятельные древние римляне отдавали предпочтение белым кальцеус мулебрис.
Помимо ботинок, в Древнем Риме носили также легкие сандалии — солею и крепиду. Подошву для таких сандалий вырезали из толстого куска кожи. К ноге обувь крепилась при помощи ремней-застежек. Солея и крепида различались длиной таких ремешков: ремни солеи фиксировались на ступне, а длинные ремни крепиды доходили до колена.
Обувь простолюдинов и крестьян представляли перо — ботинки, сшитые из грубой, жесткой кожи довольно низкого качества. Солдаты обували каличи, в кожаную толстую подошву которых вбивали гвозди. Такая обувь также напоминала сандалии, крепившиеся к ступне спереди и сзади короткими ремнями, пришитыми к подошве.
Поскольку древние римляне были общительны и любили появляться на публике, то им надлежало всегда превосходно выглядеть. Поддержание чистоты и красоты тела для граждан Римской империи являлось едва ли не главной заботой.
Особенно популярными среди всех косметических средств, известных в Древнем Риме, были духи. Духами и различными благовониями модники весьма обильно окропляли тело, особенно когда собирались на встречу с друзьями или торопились на пир.
Однако не только духам отдавали предпочтение древние римляне. Большой популярностью пользовались также различные ароматические и благовонные составы. Способы их приготовления и используемые ингредиенты так и остались неизвестными, поскольку каждый парфюмер держал свои секреты в тайне. Духи и благовония бережно хранили во флаконах, изготовленных из алебастра или оникса. А для того чтобы продлить срок годности духов, их разбавляли маслами. Кроме того, древнеримские парфюмеры могли изготавливать цветные (красные) духи. Для этого в полученный первоначально ароматический состав добавляли киноварь или лакмусовый ягель.
Духи производили древнеримские парфюмеры, которые использовали для их составления привезенные из восточных стран ингредиенты. Поставщиками ароматов и благовоний для Древнего Рима в те времена были Аравия, Индии и Египет. Некоторые ароматические вещества получали и в самом Риме. Материалом для их приготовления служили растения, главным образом цветы: майоран, нарциссы, лилии и ирисы. Особую славу получили духи, приготавливаемые из лепестков роз. Менее дорогостоящие духи для горожан победнее делали из тростники.
Любовь римлян к духам и благовониям выражалась также и в том, что ими не только окропляли тело и одежду, но и орошали предметы интерьера. Существуют сведения, что в Древнем Риме было принято сбрызгивать духами (причем в больших количествах) постель и ванны. А перед началом драматического действа ароматизировали воздух театре, используя для этого составы на основе таких растений, как корица, шафран и кинамон. Известно, что даже вина облагораживали, добавляя и них приготовленные особым способом духи. Благовония и духи являлись и составляющими светильного масла. Кроме того, духами опрыскивали костры, на которых затем сжигали тела умерших.
Не менее широким был у древних римлян и выбор средств для ухода за волосами. Недовольные тем, что природа подарила им светлые волосы, могли окрасить их в темный цвет специальным составом, изготовленным из стеблей лебеды, шалфея, чечевицы, миртового вина, или листьями кипариса. Сделать светлые брови в тон окрашенным темным волосам можно было, воспользовавшись толчеными муравьиными яйцами или сажей. Мудрые римляне придумали также способ хотя бы на короткий период приостановить ход времени, обмануть старость и продлить молодость: седые волосы они закрашивали смесью, приготовленной из масла и сожженного в пепел земляного червя. Тем, кто страдал от выпадения волос, цирюльники и лекари советовали воспользоваться одним из многочисленных проверенных средств: маслом мастикового дерева, дрожжами, смесью соков айвы и бирючины и другими. Сохранить в течение довольно длительного времени завитые волосы помогала кровь совы, а тем, кто желал похвастаться роскошными кудрями, нужно было применить спондилион. Скрыть редкие от природы волосы модники Древнего Рима могли при помощи париков и накладок-шиньонов.
Древним римлянам было известно и мыло, изготавливаемое в Галии из золы бука и козьего жира. Мыло было двух сортов: жидкое и мягкое. Стоит заметить, что поддержанию красоты кожи и уходу за ней древние римляне посвящали все свое свободное время. В ту эпоху в Римской империи считалось неприличным, если тело покрыто хотя бы легким пушком. Поэтому модники старательно выщипывали волоски, не оставляя на теле ни одного. Марциал, определяя настоящего гражданина, писан о том, что такой человек должен быть красиво причесан, знать египетские и испанские песни и владеть навыками их исполнения, пахнуть лучшими духами и уметь красиво жестикулировать так, чтобы показать руки. на которых нет ни единого волоска.
Заботились древние римляне и о красоте кожи. Для того чтобы сохранить кожу лица нежной и упругой, красавицы использовали молоко ослицы или пепу, снятую с напитков, приготовленных на основе злаковых растений. Придать коже лица красивый блеск позволяла смесь сока, отжатого из овечьей шерсти, и духов. Навести румянец помощи специальные смеси, изготавливавшиеся из кармина или экзотической пудры, получаемой на основе экскрементов крокодила либо коровьего навоза, а благородной бледности добивались при помощи белил, которые делали из обычного толченого мела.
Утро в Древнем Риме могло начаться для аристократа пе только с бесед с просителями. Ранние утренние часы наделялись римлянами особенным смыслом. Все важные дела — обручение, свадьба, посвящение юноши в мужчину с обязательным ритуалом смены мальчишеского платья на тогу взрослого мужа, вступление в должность и многое другое — свершались именно в это время. Однако несмотря на видимую занятость римлян и насыщенность их жизни, можно с уверенностью говорить о том, что в городах Римской империи царили безделье и праздность. Так, часто на городских улицах на вопрос одного гражданина, заданный другому: «Как ты провел утро?», можно было услышать в ответ: «Сначала я присутствовал у того-то на облачении его сына в мужскую тогу, затем такой-то пригласил меня сопровождать его на судебное разбирательство, а после этого я был на собрании и т. д. и т. п.». Хотя, к чести древних римлян, нужно заметить, что подобное времяпрепровождение обывателей вызывало жесткую критику со стороны многих мыслителей, аристократов и добропорядочных граждан.
Необходимо заметить, что лекторам и ораторам надлежало строго выполнять все правила выступления перед публикой. Произношение, жестикуляция, интонация и дикция все по было определено сводом норм, неукоснительное следование которым и требовалось от лектора. 1ак, выступающий должен был говорить негромким, но п не слишком тихим голосом, мягко и плавно, не выкрикивая отрывисто слова и фразы, не жестикулируя.
Если оратор намеревался представить на суд аудитории слишком длинную речь, то время от времени ему надлежало прерываться и обращаться с вопросом к слушателям, можно ли ему продолжить чтение, на что присутствующие должны были, согласно правилам вежливости и этикета, отвечать: «Да, пожалуйста, продолжайте. Мы будем слушать Вас хоть до завтрашнего утра!». После окончания лекции слушатели должны были поблагодарить оратора за предоставленное их вниманию талантливое сочинение. Свою благодарность присутствующие могли выразить четырьмя формами: выкриками («Хорошо!», «Превосходно!» или «Восхитительно!»), хлопаньем в ладоши, топотом или размахиванием тогой у себя над головой.
В повествовании об этикете Римской империи отдельного описания достойны не только публичные выступления, занявшие определенное место в культуре древних римлян, но и прогулки - своеобразные увеселительные мероприятия, которые считались едва ли не главным событием в жизни каждого знатного гражданина государства. Римляне и римлянки всегда выходили на прогулки в установленное негласными правилами этикета время.
Не менее важное место, чем публичные выступления и загородные прогулки, в жизни древнего римлянина занимали трапезы и пиршества. Дневная трапеза римлянина складывалась из трех основных приемов пищи: завтрака, обеда и ужина. Первый завтрак проходил ранним утром. Обычно в это время к столу подавали хлеб, сыр, рыбу, молоко или вино и фрукты. Прежде чем сесть за стол, римляне тщательно мыли руки. Второй завтрак проходил наспех. Служащие, чиновники, учащиеся быстро съедали какую-либо холодную закуску. Как правило, это было то, что оставалось после вчерашнего ужина. Горожане, проводившие утренние часы дома, могли позавтракать более плотно. Им предлагали какое-либо мясное или рыбное блюдо, сыр, вино и фрукты.
Главной трапезой всего дня римлянина был, конечно же, обед. К столу во множестве подавали самые разнообразные блюда. Первоначально обедать было принято в первом зале дома, который назывался атрией. Позднее, после заимствования римлянами некоторых черт греческой архитектуры, обеды стали проходить в специально отведенной для этого комнате, столовой-триклинии. Стол ставили посередине зала, а вокруг него располагали кушетки, на которых томно возлежали вкушавшие пищу домочадцы и гости хозяина. Поскольку еда была чрезвычайно обильной, то трапезничающие нередко потели так, что их тела становились влажными. Для того чтобы не простудиться на сквозняке, римляне надевали легкие накидки, которые раздавали слуги. Известно, что такие накидки меняли несколько раз в течение обеда.
Помимо мясных и рыбных блюд, овощей и фруктов к обеденному столу в Древнем Риме подавали также всевозможные приправы, пряности и коренья. Столы наиболее зажиточных римлян нередко украшали заморские и местные фрукты: груши, яблоки, виноград, маетны, черешня и сливы.
Обеденный стол был небольшого размера, и в изобилии подаваемые блюда не могли на нем уместиться. Поэтому слуги выставляли на стол не все кушанья, а подносили их присутствующим по необходимости и по мере съедания предыдущего блюда. Обед в Древнем Риме составляли три основных перемены: яйца или другие холодные закуски, мясные или рыбные блюда с овощными гарнирами и десерт (сушеные или свежие фрукты, фиги или финики, орехи). Кроме того, к столу подавали также вина, смешанные с медом. В богатых домах присутствующих на обеде гостей хозяева угощали морепродуктами (морскими желудями, морскими ежами, устрицами и пр.)
Званые парадные обеды в Древнем Риме служили не только удовлетворению физиологической потребности в нище, но имели и объединительное значение. Сотрапезники на таких встречах представляли собой некое закрытое сообщество. На пиры хозяева приглашали, как правило, либо родственников, либо близких друзей, либо потенциальных клиентов. Одним словом, парадные обеды в Древнем Риме происходили при большом скоплении гостей и были призваны объединить присутствующих. В обеденный час за одним столом, в одном зале собирались вместе люди, близкие по своим интересам. На званых пирах нередко улаживались внутрисемейные конфликты, велись деловые переговоры, философские беседы.
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006