Нормы этикета в Киевской Руси играли огромную роль в жизни людей всех сословий. Об этом можно судить по сохранившимся памятникам древнерусской литературы. Несмотря на исключительное богатство жанров, сюжетов и стилей, все они были буквально насквозь пронизаны дидактизмом. Можно сказать, что вся литература Древней Руси преследовала единственную цель-воспитание добропорядочных христиан. При этом важно было не столько духовное содержание человека, сколько внешние проявления — поведение, манера разговора и т. д.
Какие же правила этикета диктовала вера? Прежде всего, православный христианин должен был во всем проявлять смирение, остерегаться гордыни: с почтением относиться к старшим, любить младших, уважать всех своих ближних независимо от их социальной принадлежности. Неоспоримыми достоинствами признавались умеренность и сдержанность (в еде, разговоре и т. д.). Согласно правилам древнерусского этикета, совершенно непозволительным считалось сквернословие: в эпоху правления князя Ярослава даже была установлена система Штрафов за оскорбление словом.
Строго осуждались в Древней Руси алчность и корыстолюбие. Хороший человек был обязан всегда накормить голодного, дать приют страннику, помочь больному.
В общении с малознакомыми людьми следовало проявлять осторожность, не доверять всякому; тем не менее истинная дружба считалась священной.
Что же касается взаимоотношений в семье, однозначного мнения по этому поводу не существовало. Смысл самого распространенного совета, содержащегося в большинстве дошедших до нас памятников древнерусской литературы, сводится к следующему: люби свою жену', но не слушай ее. Православный христианин должен был хорошо относиться к своим слугам и наемникам. Однако в вопросах воспитания детей древнерусская этика была весьма далека от милосердия: человек, который не подвергал своего ребенка телесным наказаниям, не подчинял его своей воле, заслуживал всеобщего порицания.
Не менее строго относилось православное духовенство, устанавливавшее нормы этикета, и к вопросам пола. Ни для кого не секрет, что христианская религия рассматривает половое влечение как нечто изначально греховное, дьявольское, а потому все проявления сексуальности строго осуждались.
Особое внимание в этикете Киевской Руси уделялось поведению за столом. Как уже говорилось выше, в еде и питье следовало проявлять умеренность, а в беседе больше слушать и размышлять, чем говорить. Вообще, искусство застольной беседы было очень важной частью культуры Древней Руси, и подходить к ней следовало очень серьезно, тщательно выбирая как тему разговора, так и собеседника.
Таким образом, правила этикета, предписываемые русским православным духовенством, были весьма строги. Однако справедливости ради стоит заметить, что, как это довольно часто происходит в жизни, желаемое порой значительно расходилось с действительным. Слишком сильны были в древнерусской культуре традиции язычества, чтобы христианский аскетизм мог в одночасье одержать над ними победу.
Конечно, стечением времени многие нормы этикета, воспринимавшиеся нашими далекими предками как должное, были благополучно забыты. Некоторые правила поведения существенно видоизменились, превратившись в полную свою противоположность. Кроме того, как это видно из истории, культура этикета в разных странах всегда имела свои отличительные особенности, которые сохранились и по сей день. Тем не менее при всех различиях существуют определенные составляющие поведения культурного человека, постоянные для всех времен и народов. О них и пойдет речь в следующих главах книги.
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006