Особое место в жизни европейца периода Средневековья занимали пиршества, устраиваемые знатными баронами. В назначенный час окрестности оглашали звуки рога, что было сигналом скорого начала парадного застолья. Многочисленные приглашенные, среди которых были родственники, друзья, знакомые хозяина, спешили к замку. Праздничная одежда гостей была почти одинаковой. Существенно различались лишь мужской и женский костюмы: мужской был значительно короче женского. Однако, стоит заметить, одеяние европейских аристократов было очень богатым: широко использовались меха, шелка, галуны и драгоценные камни, украшавшие пояса и предметы туалета. Прежде чем оказаться на пиру, дамам надлежало сделать красивую прическу. В те времена знатные матроны носили две косы, в которые вплетали золотые и серебряные тесьмы. Те, кто не мог похвалиться роскошными волосами, использовали шиньоны. Владели дамы и секретами окрашивания волос.
Итак, гости прибывали и направлялись к огромному столу, установленному в центре большого зала замка. Против каждого места для гостя на столе лежали приборы — ложка и нож, стоял кубок (золотой или серебряный). Вилки появились в Европе только в конце XII столетия. У каждого столового прибора клали по кусочку хлеба. Кушанья подавались на широких металлических блюдах.
Слуги вносили в зал кувшины с водой и полотенца. Гости рассаживались за стол и мыли руки. Только после этого присутствующие приступали к трапезе. Подносили блюда к столу и прислуживали гостям слуги и оруженосцы. За сменой блюд и работой слуг внимательно следил специально назначенный распорядитель. Он же первым вкушал предназначенные для подачи к столу яства.
В эпоху Средневековья парадный обед в замке европейского барона сводился не только к поглощению пищи. Обычно он сопровождался игрой странствующих музыкантов и сочинителей — трубадуров и вагантов — и выступлением певцов, которых затем сменяли акробаты, удивлявшие гостей своей ловкостью и пластикой тела. В распоряжении музыкантов в те времена были различные музыкальные инструменты: арфа, гусли, лютня, ребека.
В качестве первого блюда на парадном обеде в средневековой Европе подавали мясо. Это мог быть, например, жареный олень, куски которого предварительно раскладывали на большом блюде и поливали острым соусом. К столу могли подавать также жареных павлинов и лебедей. Слуги и оруженосцы тут же разливали в кубки гостей ароматные вина. Помимо прочих блюд, средневековый барон угощал своих гостей такими кушаньями, как рагу из мяса оленя, колбаса из мяса каплуна, жареные бараньи ножки с шафраном, мясо кабана со сливами и изюмом, жареная крольчатина и зайчатина, мясо домашнем птицы. Далее к столу подносили пироги и десерт. Десерт мог состоять из фруктов (финики, яблоки) и пирожных. После десерта гости вновь принимались за мясные блюда, приправленные большим количеством пряностей: перцем, толченым мускатным орехом, имбирем и гвоздикой.
В Средние века в Европе уже существовали правила поведения за столом, которые должен был выполнять каждый из присутствующих на пиршестве. Так, например, свод норм гласил, что гостям не надлежит есть пищу руками и разговаривать с набитым ртом. Также запрещалось просить соседа одолжить кубок, если свой не опустошен. Кроме того, приглашенные на обед должны были вести себя скромно и восхвалять те кушанья, которые им предлагал хозяин.
Завершив обед, гости вставали из-за стола, мыли руки и расходились по покоям замка. Вечером хозяин вновь созывал гостей и радушно приглашал пройти в обеденный зал, чтобы послушать исполнителя исторических песен и баллад, посвященных славным подвигам легендарных рыцарей и святых. После завершения выступления слуги вносили в зал свечи и вновь накрывали столы, но уже для парадного ужина. Только после его окончания некоторые из гостей покидан и замок гостеприимного барона. Согласно правилам этикета, хозяину надлежало проводить до коня или повозки каждого из гостей. Они выпивали по кубку вина и прощались. Те из приглашенных, кто по каким-либо причинам не пожелал уехать, могли провести ночь в одном из покоев замка.
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006