Тот или другой способ выражения мыслей и расположения слов в речи составляет слог или стиль.
Достоинства слога заключаются в чистоте, ясности, краткости, естественности, благородстве, легкости, приличии и разнообразии выражений.
Чистота слога состоит:
1) в грамматической правильности и распределения слов, согласно законам и свойствам того языка, на котором ведут разговор;
2) в избежании оборотов и терминов, чуждых современному разговорному и литературному языку;
3) в передаче мысли в определенном и верном, свойственном ей выражении; в избежании уклонений и так далее.
Ясность слога состоит в точной и вполне определенной передаче своей мысли. Трудно не передать ясно то, что мы хорошо понимаем. Один знаменитый писатель сказал, что нужно быть ясным даже для тех, кто слушает невнимательно. Излишнее употребление научных выражений и неуместное желание выказать свой ум часто бывают причиной неясности слога.
Краткость речи состоит в выражении своей мысли в сколь возможно наименьшем количестве слов и при том в наиболее точных выражениях. Ум стремится узнать, и нет ничего нетерпеливее ума, когда ему приходится ждать. Краткая речь совершенно противоположна многословию, которое состоит в употреблении множества слов при том, что по сути говорится мало.
Естественность речи заключается в передаче своих мыслей, своих чувств легко и просто. Самое изящное выражение теряет свою цену, как только становится заметным старание блеснуть им и принужден ность. Жеманство уничтожает естественность.
Благородство слога состоит в избежании вульгарных выражений и избитых идей. К благородству слога ведет возвышенность чувств. Лица, постоянно стремящиеся к славе и добродетелям, естественно должны обладать способностью выражаться соответственно их возвышенным помыслам.
Единственное средство получить верное понятие о хорошем разговорном слоге — это посещать приличное и образованное общество.
Легкость слога — первейшее достоинство, которое он должен иметь; слог называется легким, когда мысль выражена с такой ясностью, что ум не делает никакого усилия, чтоб понять ее. Чтоб сделать слог легким, нужно из него выкинуть все то, что затемняет мысль и предусмотреть недоразумения.
Несовершенство слога есть все то, что нарушает в нем чистоту его, краткость, ясность, естественность, выразительность и благородство. Везде, где эти достоинства отсутствуют, возникает несовершенство слога, то есть присутствие в речи архаизмов, неологизмов, провинциализмов, варваризмов, а также двойного и темного смысла.
Архаизмами называются устарелые слова и обороты, допускаемые в речи: ибо, очи, уста, оный и так далее. Неологизмами называются слова, вновь составляемые, и заимствованные без перевода из чужого языка: брифинг, драйв, парфюм и так далее.
Провинциализм есть употребление таких слов, смысл которых понятен не всем, а только живущим в какой-либо местности.
Варваризмами называются иностранные слова, проникшие в нашу родную речь.
Двоякость смысла есть двойное значение какой-нибудь фразы (экивок). Такого рада слог ставится в вину в том случае, когда говорящий умышленно придает двойной смысл своим выражениям, делая это с целью затуманить свою мысль, чтобы обмануть слушателей и злоупотребить доверием лиц, слишком честных для того, чтобы заподозрить столь низкое намерение.
Речь бывает темна, когда говорящий плохо понимает то, о чем говорит, вследствие чего речь становится запутанной и слова получают совершенно не то значение, когда говорящий, не сообразив, с кем он говорит, употребляет технические выражения, то есть такие, которые знакомы только специалистам.
В речи употребляют также описание и повествование.
Описание есть изображение в форме рассказа какого-нибудь предмета в его постоянных свойствах или в тех чертах, которые ему присущи в определенный момент. Так, например, описывают или рассказывают, как расположена какая-нибудь местность, как произошло такое-то происшествие, такое-то сражение, как совершилась такая-то церемония; описывают страну, город; описывают нравы какого-нибудь народа, характер какой-нибудь личности.
Описания не должны быть ни избитыми, ни вульгарными, они должны приковывать внимание, представлять живые и замечательные образы и ярко характеризовать описываемые предметы. Описание, касающееся преимущественно лишь общих мест, никогда не может быть интересным.
Повествование есть рассказ о предмете в его жизни, рассказ о каком-либо совершившемся факте или о целом ряде явлений или событий, совершившихся в жизни отдельного человека или целого общества людей, наконец, каких-либо иных существ или предметов.
Дар повествования — прекраснейший из талантов, но зато и самый редкий, хотя многие полагают, что владеют этим даром. Увы, все мы знаем, как часто подобные неосновательные попытки кончаются поражением.
Чтобы ваш рассказ слушали не только со вниманием, но и с истинным удовольствием, надо, чтобы вы обладали всеми качествами, которые присущи хорошему рассказчику. Нужно иметь здравый смысл, неподдельную веселость, задушевность, ясные мысли, изящество и легкость выражений, непринужденность и при всем этом еще разнообразие в соответственных жестах и мимике.
Главные достоинства всякого повествования — краткость, ясность, простота и занимательность.
Краткость состоит не только.в том, чтобы говорить коротко, но еще надо говорить именно то, чего требует рассказ, не пропускать ничего такого, что может выяснить предмет, о котором говорят, и, наконец, не говорить ничего такого, что было бы лишним.
Ясность состоит в распределении фактов таким образом, чтобы они следовали в соответствующем порядке.
Простота состоит в естественности выражений и устранении из рассказа всякого рода излишних рассуждений и вычурности слога.
Занимательность рассказа зависит от красоты слога, который должен изменяться соответственно качеству предмета, печального или веселого, серьезного или пустячного и всегда соразмериться со сложностью предмета, о котором рассказывают.
На основании всего только что сказанного рассказчиков подразделяют на разные разряды: на кратких, велеречивых, хвастунов, неинтересных и отличных рассказчиков.
Краткий рассказчик — тот, который в немногих словах рассказывает много. Велеречивый рассказчик — тот, который, наговорив большое число слов, расскажет очень немного или вовсе ничего.
Хвастун любит рассказывать такие вещи, которым каждый мало-мальски мыслящий человек не может верить. Это качество больше всего замечается у путешественников и охотников. Неинтересный и вместе с тем скучный рассказчик ведет длинный и скучный рассказ о предметах, не имеющих значения.
Отличный рассказчик тот, кто, не произнося ни одного лишнего слова, расскажет все, что нужно; говоря самым естественным тоном, он рассказывает не с целью стяжать аплодисменты, но чтобы занять других и самому развлечься, в рассказе его виден тонкий ум и верное суждение.
Кроме всего сказанного, не вводите в вашу речь никаких аффектаций, а говорите, как говорят все.
У образованнейшего человека может в горячем разговоре сорваться с языка крупная ошибка; если он сам засмеется над этим, то вы можете смеяться вместе с ним; если же он не смеется над своей ошибкой, то вы должны сделать вид, что вовсе не заметили ее.
Говорите, если хотите, правильно, но не будьте строгими к манере говорить других лиц.
Преувеличенная точность в правильности языка — величайшая из глупостей; но точно также не следует усваивать некоторых простонародных слов, если в нашем языке есть другие, более Звучные слова, имеющие тоже значение.
Свет иногда очень благосклонно принимает случайно брошенный каламбур, но для того, чтобы каламбур был остроумен, нужно, чтобы про него нельзя было сказать: «Боже, как это глупо!».
Самый умный человек становится глупым, когда он старается красно говорить. Большинству краснобаев недостает ума, и у всех не хватает здравого смысла. Старающиеся острить чаще других подвергаются опасности говорить глупости.
Если хотите нравиться, говорите просто, но приятные вещи. Общество чуждается людей с претензиями. Человек, восхищающийся сам тем, что он говорит, редко приводит в восхищение других.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007