Тон хорошего разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным или игривым. Нужно быть ученым, но не педантом, веселым, не производя шума, вежливым без утрировки, забавным без плоских и пошлых двусмысленностей. В свете говорят обо всем, чтобы каждый мог что-нибудь сказать. Не углубляются в вопросы из опасения, чтобы не наскучить собеседникам, но предъявляют вопросы в том виде, как о них думают, и при этом рассуждают о них кратко: сжатость, ясность и точность в выражениях ведут к изяществу. Нужно выражать свое мнение и поддерживать его логично и в немногих словах. Никогда не нужно с горячностью и нетерпением нападать на чуждой взгляд, равно как и собственное свое мнение отнюдь не следует защищать упорно. Следует стараться лишь выяснить вопрос, затем необходимо остановиться и не продолжать препирательства. При соблюдении этих условий разговор делается интересным, собеседники не теряют хорошего расположения духа, не утомляются и, как бы забавляясь разговором, извлекают из него пользу, так как даже самый умный человек в такой беседе всегда найдет сюжет для размышления.
Обыкновенно бывает, что мало знающие люди говорят много, а люди, много знающие, наоборот, говорят мало. Очень естественно полагать, что невежда придает большое значение всему, что видит, говорит об этом всем и каждому, но человек сведущий неохотно развертывает свой репертуар, ему пришлось бы говорить слишком много, а так как он знает, что есть еще многое, чего он не может сказать, то он и молчит.
Можно говорить хорошо, говорить с увлечением и справедливо, но в то же время надо говорить кстати. Против последнего часто грешат, распространяясь в описании великолепного угощения перед людьми, которые имеют возможность поделиться с вами лишь своим насущным хлебом. Или говоря о благах здоровья перед людьми немощными, или, наконец, сообщая о своих богатствах, доходах, меблировке человеку, который находится в крайности или терпит недостаток. Словом, рассказывая о своем счастье тем людям, на долю которых выпали одни лишь страдания, бедность и всевозможные лишения.
Делиль говорит: «Общество людей вежливых и с возвышенной душой, собравшихся в дружеский кружок, с целью приятно побеседовать, для взаимной передачи друг другу своих мыслей и чувствований, всегда казалось мне самым лучшим представлением человеческого рода и общественного усовершенствования. В такую беседу каждый приносит свое желание и свои средства нравиться: добросердечие, задушевность, богатое воображение и опытность, и все это украшается вежливостью и приличным тоном; там является взаимное побуждение к благосклонности и отрадное чувство доверия, внушаемое характером лица и подкрепляемое привычкой».
В разговорах нужно избегать всякой серьезной полемики, в особенности о политике и религии. Хотя бы вы были тысячу раз правы, уступайте добровольно, когда видите, что спор разгорается и может перейти в ссору.
Уметь слушать столь же необходимо, как и уметь говорить; именно по этому узнают человека здравомыслящего и из хорошего общества. Если хотите, чтобы вас слушали, слушайте сами других. По крайней мере, делайте вид, что слушаете.
Ничто не может быть более невежливым, как прерывать того, кто говорит. Будет ли это сделано с целью исправить ошибку в факте или во времени, или чтобы помочь его памяти и подсказать ему слово, которое он, казалось, искал. Перебить чью-нибудь речь, чтобы докончить историю, которую он желал рассказать, как бы он ее ни начал, дурно или хорошо, это уж окончательная грубость. Если является крайняя необходимость сделать замечание, то его делают со всевозможными формами вежливости.
Хорошо воспитанная особа всегда начинает говорить только в свою очередь. Речь ее всегда приятна, спокойна, прилична, без аффектации и выказывания своего превосходства. Если лицо образованно, то оно сильно остерегается, чтобы не хвастануть своим знанием, а напротив того, старается снизойти до уровня развития своих слушателей.
Не следует говорить о своих личных занятиях или о своем искусстве не иначе как по просьбе собеседников, чтобы не усыпить скукой все общество.
Вообще никогда не говорите в обществе о себе, если можно этого избегнуть. Только очень близкие друзья могут действительно интересоваться вашими личными делами. Не говорите с чужими людьми о поступках ваших родных или о своих несчастиях. Они, пожалуй, вас выслушают, но непременно сочтут невоспитанным и скучным.
Не хвастайте интимным знакомством с людьми выше вас по положению в свете. Крайне неприлично беспрестанно упоминать в разговоре о разных титулованных друзьях: это лучшее доказательство, что они вам в диковинку и что вы ими гордитесь, в чем сказывается вульгарный недостаток самоуважения. Не расспрашивайте о родстве и происхождении ваших знакомых, особенно, если не знаете, могут ли они ими похвастать.
Очень неучтиво заставлять повторять слова того, кто говорит, под предлогом, что вы его не расслышали.
Нет ничего неприличнее таких вопросов: «А?», «Что вы говорите?», «Я не расслышал вас», «Будьте так добры, повторите, что вы говорили?». В этом случае следует сказать: «Виноват», «Извините, я не вслушался, не понял...», «Виновата, я не вслушалась, не поняла...»
Невежливо во время общего разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно. Еще более невежливо было бы подслушивать, что говорят две личности в стороне. В таких случаях следует скромно отойти от них подальше.
Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-нибудь другой заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить.
Будьте кратки в ваших рассказах, в особенности, если рассказ касается маловажных предметов. Старайтесь избегать подробных и бесполезных разъяснений. Будьте в высшей степени терпеливы, слушая рассказы стариков, которые любят говорить пространно.
Скромность, благоразумная сдержанность — все это качества вообще драгоценные, но особенно они ценятся в женщине и увеличивают ее красоту. Шекспир прав, отметив, что «тихий голос — прекрасная вещь в женщине» и «сдержанный тон есть доказательство хорошего воспитания».
У женщины образованной и благовоспитанной голос всегда негромок и приятно модулирован. Акцент не провинциальный. Она говорит правильно, без педантизма, никогда не употребляет преувеличенных или тривиальных выражений.
Есть некоторые слова и фразы, которые не принято употреблять в обществе: на них легла неизгладимая печать пошлости и вульгарности. Не позволяйте себе божбы, восклицаний вроде: «Ах, Боже мой!», «Ах, матушки!», «Скажите...», «Вот так!» и тому подобного. Женщина никогда также не должна называть мужчин по фамилиям.
Самые худшие недостатки в разговоре — это ложь, злословие, клевета, злоба и вообще все, что служит не в пользу отсутствующих.
Разговор, особенно между молодыми особами, должен быть радушным и в то же время поучительным, но без жеманства. В нем должны проявляться взаимное доброжелательство, нежные и благородные чувства, вызывающие уважение и доверие и вместе с тем поддерживающие в разговаривающих благородные стремления.
Хорошо воспитанная молодая особа, находясь в обществе, слушает внимательно и почтительно говорящих, никогда не прерывая их. Похвально, если она не позволяет себе делать вопросов, хотя бы они были серьезными и полезными, это допускается лишь в тесном дружеском кружке и в то время, когда все молчат.
Когда ее спрашивают, ее долг отвечать скромно, и в конце своего ответа она должна слегка наклонять голову, в знак уважения, особенно если она отвечает лицу значительно старше ее годами.
Когда ее вызовут на разговор, она должна избегать слишком возвышать голос, чрезмерно жестикулировать, слишком пристально смотреть на присутствующих, громко смеяться и говорить резким гоном.
Если бы в присутствии молодой особы разговор принял неприличное направление, она должна скромно удалиться, уводя с собой детей, если они гам находились, из опасения, чтобы они не услышали вещей, могущих внушить им понятия, не соответствующие их возрасту.
Особам, бывающим в обществе, необходимо уметь хорошо говорить о пустяках. Многие очень умные и образованные люди скучны в обществе именно потому, что не умеют говорить о пустяках. Кажется, Джонсон сказал, что человек, не имеющий «разговорной мелочи», похож на богача, который не имеет мелкой монеты и потому затрудняется платить мелкие расходы.
Читайте газеты, узнавайте, какие вопросы интересуют общественное внимание, и составляйте себе о них свое суждение. Прочитывайте новые, выходящие книги. Знакомьтесь с модными авторами, музыкой и прочим, и вы никогда не затруднитесь в выборе предметов для салонной беседы.
Разговор не может быть достаточно интересен, если собеседники не заботятся о развитии и обогащении ума своего знаниями. Чтобы хорошо говорить, надо много читать. Прилежное и разнообразное чтение дает возможность судить понемногу обо всем.
Хотя от женщин вовсе не требуется, чтобы они вдавались в научные или политические дебаты, тем не менее женщина должна быть настолько образованной и развитой умственно, чтобы понимать политические и ученые разговоры.
Для образованной женщины знание музыки не должно ограничиваться одним лишь умением разыграть более или менее трудную пьесу. Нужно уметь судить о различных стилях музыки, следить за музыкальной критикой и быть достаточно знакомой с крупнейшими произведениями музыкальных знаменитостей.
Точно так же нужно иметь понятие о различных стилях живописи и ваяния и знать, хотя бы только по именам, лучших художников и их произведения. Это необходимо для того, чтобы не делать грубых промахов и не выказать себя круглой невеждой, когда в обществе зайдет разговор о живописи или ваянии.
Такт — необходимейшее качество в свете и благовоспитанность немыслима без такта. Такт, подобно учтивости, бывает врожденным качеством, но при старании может быть в значительной степени приобретаем. Говорить с тактом значит никогда не касаться предмета, почему-либо неприятного тому, с кем вы говорите. Люди, одаренные живой чувствительностью и тонкой впечатлительностью, по большей части наиболее тактичны. Такие люди никогда не скажут ничего такого, что могло бы огорчить или оскорбить кого-нибудь из присутствующих. Особа с тактом не станет говорить о каком-либо физическом недостатке, как то: о чрезмерной тучности, косоглазии, отвислости щек и тому подобном в присутствии лиц, страдающих этими недостатками. Словом, человек с тактом всегда избегает касаться больных мест самолюбия присутствующих.
Особа с тактом всегда умеет искусно выбрать предметом разговора что-нибудь именно такое, что интересует собеседника, умеет заставить его разговориться и затем будет слушать внимательно, высказывая свое мнение, и в свою очередь предложит вопросы лицам, более компетентным.
Внимательный и сочувствующий слушатель имеет более шансов нравиться в обществе, нежели болтливый хвастун, выставляющий напоказ свои собственные мнения и познания.
Если вам приходится слушать даже скучного собеседника или вовсе не интересный рассказ, никогда не обнаруживайте скуки или утомления, но все время вежливо показывайте собеседнику внимание и участие к тому, что он говорит.
При выборе темы для разговора всегда нужно сообразоваться с возрастом, полом, рангом и положением в свете тех, с кем вы говорите.
Говорите с молодыми особами о балах, о музыке, литературе, верховой езде и тому подобном, с матерью о детях, с художником о живописной местности, которую вы только что посетили, — одним словом, приближайте свой разговор как можно больше к уровню вашего собеседника.
Говори с человеком умным, наведите разговор на такие предметы, в которых вы можете от него позаимствовать полезные сведения. Но остерегайтесь ему надоесть. А если он предпочитает легкую болтовню, помогите ему легко и свободно переходить от предмета к предмету, не останавливаясь на слишком длинных и отвлеченных рассуждениях.
Не надоедайте вашим знакомым анекдотами о том, что сказали или сделали ваши дети, не говорите о промахах вашей прислуги, не хвастайтесь ни в коем случае ничем. Говорить о своем богатстве, своих лошадях, экипажах, поместьях, короче говоря, хвастаться деньгами в каком бы то ни было виде считается признаком неблаговоспитанности.
Напыщенная особа, которая гордится своим кошельком, никогда не может прослыть истинно порядочной. Истинно порядочная особа всегда скромна, проста, как бы не сознавая преимуществ богатства и своего положения. Напротив, особа, случайно попавшая в знать и разбогатевшая, часто хвастает, тешится своей роскошью и колет ею глаза другим, постоянно говоря о своих затратах на туалет, выезд и прочие излишества.
Никогда не говорите, что вам стоило то или другое, и не спрашивайте, сколько заплатили, у других.
Считается грубостью и невоспитанностью спрашивать у автора, сколько он получает за книги, или у художника, почем он продает свои картины. Всякое вмешательство в личные дела других в высшей степени непристойно.
Старайтесь говорить с иностранцами на их языке, если он вам доступен.
Если вам вздумается рассказать анекдот, имейте в виду, чтобы он был короток и остроумен.
В обществе не сидите молча и безучастно, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много. Люди, хорошо беседующие, не болтуны.
Никогда не говорите, не подумав. Не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые речи, резкие слова больше навлекают врагов и чаще убивают расположение, нежели недобрые поступки.
Грубый человек нарушает общественный закон, имеющий такие же справедливые требования, как и всякий другой закон цивилизованного общества. Резкой манерой, невежливым обращением грубый человек заставляет сомневаться в существующих в нем истинно добрых качествах.
В многолюдных собраниях, где далеко не все гости знакомы между собой, никогда не нужно разбирать критически костюмы и наружность присутствующих или изощрять на их счет свое остроумие, так как очень легко может случиться, что тот, кому вы говорите, приходится близким родственником или другом того, о ком вы ему говорите. Понятно, что такое недоразумение может привести к очень неприятным последствиям. Случалось, что такие именно недоразумения кончались дуэлью.
Когда вы что-нибудь рассказываете, наблюдайте за диапазоном вашего голоса, стараясь давать ему правильные и мягкие, а главное, естественные модуляции. В то же время необходимо, чтобы и жесты ваши согласовались со словами и не были бы часты и резки.
Если в вашем присутствии кто-нибудь рассказывает какой-нибудь анекдот или новость и рассказывает лживо, то, решаясь опровергнуть ложь, взвесьте прежде убедительность тех доводов, которыми вы намерены опровергнуть неправду. Только тогда начните восстанавливать истину, соблюдая при этом наибольшую деликатность в отношении к рассказчику и давая ему понять, что вы даже и не подозреваете его в намеренном искажении истины. Поступая таким образом, вы не оскорбите его и сохраните его расположение к вам.
Никогда не оказывайте внимания к злословию и сплетням и, если в обществе вы услышите, что кто-нибудь позволяет себе отзываться с дурной стороны о ком-нибудь из отсутствующих ваших знакомых или насмехается над ними, отнюдь не дайте заметить, что вы слушаете сплетника со вниманием или одобряете его своей улыбкой. Напротив, отойдите в сторону или, приняв холодный вид, старайтесь на лице своем выразить неодобрение к сплетне. Этим вы покажете, что между вами и злоязычием нет ни малейшей солидарности.
В разговорном языке есть оттенки, которые всегда необходимо соблюдать. Если вы обращаетесь к лицу, равному вам по положению в обществе и по возрасту, прося это лицо передать вам что-либо за столом или где-нибудь в ином месте, вы произносите: «Передайте мне, пожалуйста». Если же вы обращаетесь к лицу выше вас поставленному, то вы должны сказать несколько иначе, а именно: «Прошу Вас, будьте так добры, передать мне» и прочее, или: «Смею ли я просить Вас, передать мне» и так далее.
Насколько необходимы подобные оттенки во фразеологии, настолько же важно и изменение голоса в зависимости от того, с кем вы говорите. Разговаривая с женщиной, всегда нужно придавать голосу более мягкости, нежели в разговоре с мужчиной. Вместе с тем в разговоре с женщиной самые выражения должны быть строже выбираемы и самый предмет разговора должен быть приличен женской натуре.
Есть люди, которые имеют привычку пересыпать свою речь разными пословицами и поговорками. Сама по себе эта привычка не заключает в себе ничего дурного. Однако нужно быть очень осторожным в выборе этих пословиц и поговорок и тщательно избегать таких, в которых таится какая-нибудь двусмысленность, часто граничащая с плоскостью.
Не менее того следует избегать и таких тривиальных выражений и фраз, как, например, «зажилить», «кочевряжиться», «юлить», «лебезить», «кондрашка хватила», «чугунка», «Отчего казак гладок? Оттого, что поел, да на бок», «козырять», «отправиться на боковую», «адмиральский час», «кислятина», «увалень», «разиня», «сожительница» и так далее. Эти выражения, как и все им подобные, непозволительны в приличном обществе и употребляются только среди людей дурного тона.
Говоря с кем-нибудь о его жене, надо сказать: «ваша супруга», а не «ваша жена».
В наше время в приличном обществе уже не говорят «сударыня» и «сударь». Теперь эти слова употребляются только приказчиками и вообще людьми простого звания. В благовоспитанной же среде называют по имени и по отчеству, а если особа, к которой обращаются с речью, носит титул, то ей говорят «княгиня», «княжна», «графиня» или «баронесса».
Очень претенциозно и неестественно употреблять выражение «в интересном положении». Следует говорить, что «беременна».
Говоря о толстом человеке, нужно сказать «полный», а не «толстый».
Когда вы рассказываете что-нибудь смешное, не смейтесь и даже не улыбайтесь сами. Напротив, сохраняйте серьезный вид и тон, если только желаете достигнуть верного успеха среди слушателей.
Настоящий комизм заключается в умении рассказчика сохранять полное самообладание.
Считается крайне неприличным обращаться к кому-нибудь с вопросами, заключающими в себе поползновение вмешиваться в его личные дела и интересы. Например, никогда не следует спрашивать у кого бы то ни было, сколько он получает жалованья, что он платит своей прислуге, по чем покупает сукно и сколько платит портному, или, например, спрашивать о причине семейных раздоров и тому подобном.
Многие мужчины, следуя правилу, что разговор должен быть применяем к умственному уровню того, с кем они говорят, часто впадают в грубую ошибку, разговаривая с женщинами. Мужчины такого сорта считают нужным говорить общие места и пошлости всем женщинам вообще, воображая, что с женщиной ни о чем серьезном говорить не следует, а нужно ограничиваться только лишь одними пустяками.
Есть и другой сорт мужчин, который впадает в совершенно противоположную ошибку. Они, забывая, что образование женщины чаще всего не достигает уровня образования мужчины и что огромное большинство женщин порой не знакомо с теми познаниями, которые приобретаются лишь мужским образованием, в разговоре с женщинами часто пускаются в рассуждения о таких предметах, которые их слушательницам совершенно не понятны. Как мужчины первой категории, так и мужчины второй категории поступают одинаково нерационально. Умная, образованная и развитая женщина всегда вправе обидеться, если вы станете говорить с ней лишь о пустяках или позволять себе в разговоре с ней разные шуточки. Точно так же женщина малообразованная и неразвитая найдет беседу с вами крайне скучной для себя и даже обидится, если вы будете говорить с ней лишь о предметах серьезной учености. Женщине образованной и умной вы доставите истинное удовольствие, если направите разговор на такую тему, в которой ей представится возможность выказать свое высокое образование и развитие.
Следуя правилу, что с людьми лучше всего говорить о том, что их больше всего интересует, не впадайте в крайность и всегда остерегайтесь говорить с кем-либо исключительно о той профессии, которой он себя посвятил. Обнаружить участие к тому, что человека непосредственно занимает, конечно, для него приятно и лестно. Однако надо при этом иметь в виду, что слишком продолжительный разговор с кем-нибудь о его специальности и упорное с вашей стороны нежелание изменить тему разговора может возбудить в вашем собеседнике подозрение, что вы считаете его невеждой во всем другом, что не касается его специальности.
В присутствии дам не употребляйте в разговоре классических цитат, не извинившись предварительно или не переведя их на общепонятный язык. Даже и это позволительно только в том случае, если вы не находите возможным передать вашу мысль иной фразой. Щеголять же своей ученостью и выставлять ее напоказ педантично и неуместно даже в обществе мужчин.
Всякий argot (арго, жаргон) — условный, местный язык — вульгарен. Позволять себе пересыпать свою речь ради нелепого шика всевозможными словечками и оборотами значит понижать тон общества и ронять достоинство беседы. Грубо ошибаются те, которые думают, что жаргон может заменить остроумие. Это так же нелепо, как если бы кто-нибудь ровно ничего не понимающий в музыке, не имеющий ни капли музыкального слуха и ни на чем не играющий вдруг стал бы воображать себя отличным музыкантом только на том лишь основании, что начал сам играть на аристоне или герофоне.
Длинные споры о политике, литературе и искусстве в большом обществе приятны для спорящих. Не забывайте, что часто они чрезвычайно скучны для остальных. Никогда не следует вести разговор слишком долго об одном и том же предмете.
Если при входе посетителя вы прерываете нить прежнего разговора, следует вкратце передать ему, что было сказано до его прихода.
Всегда смотрите на того, с кем говорите, но не слишком пристально.
Никогда не касайтесь предметов, которых вовсе не знаете, если только не имеете особой цели приобрести сведения. Многие молодые люди думают, что частые посещения выставок и театров дают им право судить об искусстве. Нет заблуждения более грубого и более распространенного.
Скандалы — наименее извинительная из всех разговорных, вульгарных тем.
Говоря с человеком знатным не слишком часто упоминайте его титул. Только лакеи пересыпают каждую фразу «вашими сиятельствами» или «превосходительствами». Не мешает показать, что вы знаете и помните о его общественном положении, вводя в разговор, время от времени, фразы вроде: «Я уже говорил вашему сиятельству», или «Кажется, вашему превосходительству известно». Вообще с титулованными и высокопоставленными лицами принято говорить как со всеми другими людьми в обществе.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007