Солон сказал: "Во всю жизнь старайся учиться".
Когда есть сильное желание учиться, средства для этого всегда найдутся. Прекрасным примером к тому может служить наш незабвенный Ломоносов.
Приобретенные нами знания никогда не пропадут напрасно. Впоследствии мы всегда будем вознаграждены за усилия и труды.
Образование, как сказал Гизо, главным образом предохраняет от мелочности, которая состоит в придании большого значения пустякам. Оно приучает нас к здравому суждению посредством сравнений. Чем более расширяется круг наших сведений, тем менее мы способны принимать за нечто важное всякий пустяк, касающийся нас. Ложная мнительность покидает нас. Мы уже не стремимся, часто бессознательно, делать из мухи слона.
Женщины не должны быть лишены научного образования, так как они могут принести пользу самой науке и содействовать ее успеху.
При выборе искусств, которым хотят научить молодых особ, всегда следует предпочитать положенное приятному.
Когда женщина образованна, она может сделаться украшением дома и всегда будет в нем полезной.
Не следует смешивать образование с воспитанием: воспитание есть то, что мы применяем в наших отношениях с себе подобными. Обычаи, нравы, нравственное поведение принадлежат к области воспитания. Познания и сведения относятся к области образования.
Итак, где нет воспитания, там нет и общества.
Лучшее средство достигнуть хорошего воспитания — идти к нему путем образования. Чем больше человек образован, тем легче для него достигнуть высшей степени нравственности.
Посредством образования мы становимся людьми умственно развитыми и сведущими, воспитание же делает нас нравственно чище и честнее.
Кто внимательно наблюдал, тот не мог не заметить, что влияние матери, как бы ни казалось оно ничтожно на первый взгляд, на самом деле всегда очень велико.
Так как мать гораздо больше отца оказывает влияния на поступки и поведение ребенка, то хороший пример с ее стороны имеет тем большее значение в ее доме. Легко понять, почему это так. Дом — владение женщины, ее царство. Здесь она пользуется полным контролем. Ее власть над крошечными подданными, которыми она правит, беспредельна. Они обращаются к ней но всякому поводу, она пример и образец, постоянно находящийся перед их глазами. Ее они бессознательно наблюдали и ей подражают.
Коули, говоря о влиянии ранних примеров и о раннем насаждении идей в уме человека, сравнивает их с вырезанными на коре молодого дерева буквами, которые растут и, по мере возраста, расширяются. Полученные тогда впечатления, как ни кажутся они незначительны, не изглаживаются никогда. Насажденные тогда в уме мысли подобны семенам, опущенным в землю, которые лежат там, со временем пускают ростки, а впоследствии разрастаются в поступки, думы и привычки. Таким образом, мать сызнова живет в своих детях. Последние бессознательно формируются сообразно с ее приемами, образом действия и жизни. Ее привычки становятся их привычками,ее характер отчетливо воспроизводится в их характере.
Эта материнская любовь составляет осязаемое провидение человеческого рода. Ее влияние постоянно. Оно начинается воспитанием человеческого существа на заре жизни и продолжается всю жизнь, в силу могущественного влияния, которое каждая добрая мать оказывает на своих детей. Когда детям наступит пора броситься в жизнь и самим принять участие в ее трудах, тревогах, испытаниях, они все-таки обратятся к своей матери в дни горестей и затруднений за утешением, если не за советом. Чистые и добрые мысли, насажденные матерью в их детских умах, продолжают развиваться в добрые поступки спустя долгое время после ее смерти. Даже когда от матери не останется ничего более, кроме памяти, дети и тогда ее благословляют.
Мы ничего не преувеличим, если скажем, что счастие или бедствие, просвещение или невежество, цивилизация или варварство, существующие на свете, зависят в весьма значительной степени от применения влияния женщины в предоставленных ей пределах. Эмерсон правдиво говорит, что влияние добрых женщин служит достаточной мерой цивилизации. Можно сказать, что перед нами лежит потомство в виде ребенка на руках матери. Чем сделается этот ребенок, зависит преимущественно от воспитания и примера, какие он получил от своего первого и самого влиятельного воспитателя.
Женщина более всех других воспитателей воспитывает гуманно. Мужчина — мозг, женщина — сердце человечества. Он — рассудок, она — чувство. Он — сила, она — любовь, красота, милосердие и утешение. Даже рассудочность самой лучшей из женщин, по-видимому, действует главным образом силой ее привязанности. Если мужчина направляет разум, женщина развивает чувство, которое и определяет по преимуществу ее характер. Она заставляет нас любить то, во что она в состоянии только внушить нам веру. Через женщину, главным образом, мы можем достигнуть добродетели.
Взаимное влияние отца и матери на воспитание и развитие характера замечательно ярко выразилось в жизни св. Августина. Отец его, бедный житель Тагасты (города древней Нумидии), гордый способностями своего сына, старался дать ему знания по всем высшим наукам. Соседи хвалили его за пожертвования, какие он делал с этой целью и выше меры своих средств. Но мать Августина Моника направляла ум своего сына больше всего на добро и с благочестивой заботливостью, советами, мольбами, приказаниями старалась сохранить его в чистоте. Среди тоски и сокрушения вследствие безнравственной жизни сына она не переставала молиться до тех пор, пока ее молитва не была услышана и удовлетворена. Ее любовь наконец восторжествовала. Терпение и доброта матери были вознаграждены не только обращением ее даровитого сына, но также и ее мужа. Впоследствии, после смерти мужа, Моника, побуждаемая привязанностью, последовала за сыном в Милан для наблюдения за ним. Там она и умерла, когда он был на 33 году жизни. Но ее пример, ее наставления в юношеском возрасте Августина оставили самое глубокое впечатление на его ум и решили его будущий характер.
Домашний круг служит лучшей школой вежливости, в которой женщина всегда бывает самым лучшим наставником. "Без женщины, — говорит провансальская пословица, — люди были бы дурно воспитанными щенками".
Наполеон Бонапарт обыкновенно говорил: «Будущие хорошие или худые поступки ребенка зависят всецело от матери». Сам он приписывал свое возвышение в жизни воли, энергии и самонаблюдению матери. «Никто не имел над ним власти, — говорит один из биографов Наполеона, — кроме его матери, которая умела путем нежности, соединенной со строгостью и справедливостью, внушить сыну любовь, уважение и повиновение к себе; от нее он научился добродетели повиновения».
Не менее сильна была но характеру и мать герцога Уэллингтона, на которую сын был поразительно похож и по характеру, и по наружности. Отец же Уэллингтона был больше известен как музыкальный исполнитель и композитор. Но как это ни странно, мать Уэллингтона считала его за неуча. Он был не так любим ею, как другие дети, до тех пор, пока знаменитость, которую приобрел Уэллингтон, не заставила ее гордиться сыном.
Из числа матерей государственных людей, юристов и богословов особенно выдаются матери Бэкона, Эрскина и Брума. Все они были женщины больших способностей, а первая даже и замечательной учености. Таковы же были матери Каннинга, Куррона и президента Адамса, Герберта, Палея и Уэслея.
По отношению к поэтам, литераторам и артистам влияние чувства и наклонностей матерей, без сомнения, имели большое влияние в направлении гения сыновей: примеры этого мы находим в особенности в жизни Грея, Томсона, Скотта, Соути, Бульвера, Шиллера и Гете.
Поэт Томас Грей почти вполне наследовал свою нежность и любящую натуру от матери, тогда как его отец был человек суровый и недружелюбный. В действительности Грей был натурой женственной, застенчив, сдержан, в нем было мало энергии, но был вполне безупречен по жизни и характеру. Мать поэта поддерживала семью после того, как недостойный супруг оставил ее. По смерти матери Грей поместил на ее могиле эпитафию, описывавшую покойную как «заботливую, нежную мать многих детей, из которых только один имел несчастие пережить ее». Сам поэт, согласно собственному желанию, был погребен рядом с обожаемой могилой.
Гете, как и Шиллер, обязан был строем ума и характера матери, женщины с необыкновенными дарованиями. Она была полна блестящего материнского остроумия и обладала необыкновенным искусством возбуждать молодые деятельные умы, поучая их науке жизни из сокровищ своего богатого опыта. Один энтузиаст-путешественник после продолжительного свидания с нею сказал: «Теперь я понимаю, как Гете сделался тем, чем он есть». Гете сам почитал память своей матери. «Она была достойна жизни!» — сказал он о ней однажды. Посетив Франкфурт, он искал каждого человека, кто был добр к его матери и благодарил их всех.
Если мать хорошо выполняет выпавшие на ее долю обязанности, если она дает хорошее направление воспитанию своих детей, все идет хорошо, семья счастлива, и чем больше таких матерей в стране, тем более процветает эта страна. Напротив, если женщина ветрена, не религиозна, дурно воспитана, она увлечет и детей и семью в разврат. Горе той стране, в которой матери второй категории преобладают: там молодые мужчины и девушки дряблы душой, лишены энергии, трудолюбия и нравственных правил.
Посмотрите, какое дивное влияние имеет мать на своих детей. Лучший, просвещеннейший из отцов ничего не может сделать с их воспитанием, если только супруга его не трудится заодно с ним. Дело в том, что в первые годы дети больше всего привязываются по преимуществу к своей матери, от нее получают они первое понятие о добре и зле. Эти понятия, эти принципы, равно как и христианское воспитание, которое гражданин получает от матери, никогда не уничтожаются.
То же самое следует сказать и в отношении хозяйства.
Как бы деятелен, как бы умен ни был мужчина, напрасно будет трудиться он для увеличения и сохранения благосостояния в своей семье, если супруга его не помогает его усилиям своей разумной распорядительностью в управлении хозяйством. От нее зависит сделать для него пребывание дома или отрадным, или невыносимым. Только она может внушить ему усердие и смелость в предприятиях или, наоборот, внушить отвращение ко всякой деятельности, наконец, она может привлечь к нему внимание и уважение общества или же подвергнуть его насмешкам и всеобщему презрению.
Из всего только что сказанного следует заключить, что воспитание женщин в высшей степени важно.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007