Вследствие слишком ранних и односторонних умственных занятий и напряжений нарушается равновесие детской души и гармония ее развития. Мы образуем одну ее сторону, оставляя позади другие. Мы отвечаем ребенку на такие вопросы, которые надлежащим образом еще не сформулировала его любознательность и отстраняем такие, которые близки к степени его развития и к его интересам. Мы пробуждаем в детях желания и страсти, которые при естественном ходе вещей несовместны с их возрастом. Это, например, честолюбие, тщеславие, склонность к сомнению, самохвальство и прочее. Мы охлаждаем их стремление к наслаждению умственным трудом и притупляем в них охоту к напряжению, потому что не дожидаемся надлежащего укрепления детских сил, которое должно предшествовать их напряжению. Мы сами ослабляем природные дарования еще ранее того-, чем они могут высказаться. Вот отчего у ребенка уже путаница в голове, ребенку уже полон сомнений, ребенок несчастлив в такие годы, когда его сознание должно быть светло своим неведением, когда он должен с беззаботностью верить и быть счастлив своей естественностью.
Но родители и воспитатели часто забывают, что не один только ум у человека, а целый и полный человек должен быть предметом образовании и воспитания. Если же знания и ученость составляют в человеческом воспитании наиболее облагораживающие моменты, то все-таки они его еще не выполняют и учение не должно поглощать все время и все силы юности. Оно не должно своим исключительным и притязательным значением отнимать цену у всего остального. От этого происходит у ученых людей, у учителей и учащихся известный недостаток физической силы и ловкости. Отсюда же недостаток ловкости ума, с помощью которой можно быть полезным и себе, и другим, спасать себя н других в тысяче невзгод. Отсюда, наконец, в наше время так распространен недостаток характера или меньшее образование характера, нежели ума.
Из всего сказанного выводятся следующие практические положения: учение должно начинаться не слишком рано; должно применяться более общее, в особенности же физическое образование, то есть педагогическая гимнастика, подвижные развивающие игры, плавание, гимнастика, прогулки в парках или за городом, верховая езда и тому подобное.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007