Города, возведенные на живописных берегах Нила, они считали земным раем, а свою жизнь — счастливой. Именно потому древние египтяне, по мнению историков, отличались веселым и добродушным нравом, что и отражают оставленные ими в гробницах на память потомкам рисунки с изображением сцен из повседневной жизни. Следует, правда, подчеркнуть, что главными героями являются в основном люди богатые, знатные вельможи, цари и их родственники.
Необходимо заметить, что рисунки со сценами повседневной жизни, украшающие гробницы древних египтян, были выполнены на камне с использованием особого приема — выпуклого и врезанного рельефа. Почти все обнаруженные археологами рельефы содержат надписи, комментирующие ту или иную сцену. Покрывающие стены гробниц росписи и рельефы подробно воспроизводят картины благополучной жизни в царстве мертвых — сцены приношений и праздников, богатые поместья и изобильные поля с работающими на них рабами и т. п. Однако главным героем их является сам вельможа: на одном рельефе он в окружении супруги, детей и родственников, на другом - во время утреннего туалета, на третьем — на рыбалке, на четвертом — на охоте и т. д. Таким образом, оставленные древними египтянами в гробницах рисунки могут служить для современных жителей земли свидетельством отношений между людьми более ранних эпох, иллюстрацией формирования и бытования особых правил поведения человека в восприятии его не только как члена отдельной семьи, но и общества.
Почему же рисунки, отображающие бытовые сцены, находят именно в гробницах? Дело в том, что жители Древнего Египта свято верили в воскрешение, точнее — в пробуждение умершего после проведения ряда магических обрядов и прочтения заклятий. Проснувшийся от вечного сна должен был увидеть картины своей земной жизни и, таким образом, как бы пройти с самого начала весь свой жизненный путь. Загробную жизнь древние египтяне видели своеобразным продолжением жизни земной. Причиной такого видения было отсутствие какого-либо конкретного представления о «жизни» после смерти и нежелание расставаться с земной жизнью и всем тем, что с ней связано, навсегда. Именно поэтому гробницы знатных жителей Древнего Египта украшают рисунки с изображением картин повседневной жизни, которую считали благополучной и счастливой, которую хотели продлить или хотя бы перенести в потусторонний мир после смерти.
Стремление украшать тело и одежды драгоценностями трансформировалось у древних египтян в целое искусство. Мастера-ювелиры изготавливали на заказ и поставляли ко дворам знати самые разные украшения: кольца, браслеты, диадемы, ожерелья, амулеты и талисманы. Особым было и отношение к таким изделиям. Так, например, египетские девушки хранили свои сокровища в сундучках и вынимали их оттуда лишь изредка, в самые значительные праздники.
Судя по сюжетам сохранившихся древнеегипетских рисунков, уход за телом и поддержание красоты занимали довольно важное место в повседневной жизни жителей долины Нила. Так, известно, что омовение тела производилось древними египтянами по несколько раз в день. Умывальные принадлежности — небольшой таз и кувшин с вол,ой — размещали под столом, за которым пировали хозяева и гости. Делали это для того, чтобы обедающие могли умыться и вымыть руки как до еды, так и после нее.
После утреннего туалета мужчин всегда посещал цирюльник, место которого затем занимали слуги, делающие своему хозяину маникюр и педикюр. А к женщинам каждое утро приходил парикмахер, чтобы уложить знатным красавицам волосы в элегантную прическу. Утренний туалет фараона являлся едва ли не главным событием в жизни придворных. Только самые знатные из них удостаивались чести присутствовать при одевании, умывании и причесывании главного человека в государстве.
Другие высокопоставленные особы Древнего Египта — тчати (визири), чиновники и судьи, в своем желании уподобиться фараону, также превращали утренний туалет в действо. Все манипуляции цирюльники и слуги производили в присутствии не только многочисленных родственников, но и писцов, которые находились рядом и, вооружившись пером и чернилами, были готовы запечатлеть приказы государственной важности на бумаге. Необходимо заметить, что цирюльники держали свои инструменты в строгом порядке. Так, бритвенные принадлежности хранили в специальных футлярах из кожи, которые в свою очередь складывали в шкатулки, изготовленные из ценнейшего черного дерева.
Но на приведении в порядок волос и ногтей утренний туалет знатного вельможи или судьи не заканчивался. Место цирюльника, гладко выбривавшего голову, не оставляя на ней ни единого волоска, и ухитрявшегося придать даже самой жидкой бороденке форму каре, занимал специалист по ароматам и макияжу.
Все благовония хранили в специальных флаконах, сделанных из хрустального камня, алебастра или обсидиана. А в небольших холщовых мешочках держали порошки, приготовленные из малахита и галенита, необходимые для подводки глаз.
Рисунки свидетельствуют о том, что некоторые жители Древнего Египта носили длинные платья на тонких бретелях, а другие облачались в широкие туники и подвязывались гофрированным поясом. Часто пользовались париками. Женщины носили в основном нательные рубашки из тонкой материи, а поверх них надевали платья из гофрированной полупрозрачной ткани. Наряды и мужчин и женщин завершали, как уже было сказано выше, разнообразные украшения.
Особенно модными у древних египтян считались глаза миндалевидной формы. Причем подводить глаза могли как женщины, таки мужчины. Полагали, что краска позволяет не только подчеркнуть выразительность глаз, но также помогает уберечь их от пыли, ярких солнечных лучей и насекомых. Поэтому можно сказать, что красить глаза в Древнем Египте означало не только следовать тенденциям моды, но и сохранять здоровье.
Говоря о нежелании жителей Древнего Египта умирать и прощаться с жизнью на земле, переполненной всяческими благами, стоит заметить, что древние египтяне очень внимательно и трепетно относились к красоте и сохранению молодости, словно пытаясь таким образом открыть секрет долголетия. Так, например, ни один мужчина, ни одна женщина в Древнем Египте не могли позволить себе оставить на голове седые волосы. Да и мелкие волоски и пушок на теле считались недопустимыми. Именно поэтому их беспощадно удаляли. А уж способов сохранения и укрепления волос древние египтяне знали великое множество.
«По одежке встречают...» — гласит народная мудрость. Действительно, не случайно с давних пор человек придает большое значение своей одежде. Ведь она есть первый показатель вкуса и, пожалуй, характера. Столь же внимательно к подбору одежды относились и древние египтяне, хотя, стоит признать, особенно большим ассортиментом они не располагали. Закончив утренний туалет, мужчина завершал свой наряд, состоявший, как правило, из одной только набедренной повязки, украшениями: кольцами, браслетами, нагрудными ожерельями и подвесками из яшмы или сердолика. Именно в таком облачении знатный вельможа мог не только осматривать свои владения, но также принимать посетителей, вести переговоры и посещать какие-либо учреждения. В ряде случаев набедренную повязку меняли на длинную, до середины икры («миди», как сказали бы современные модницы), юбку и обували сандалии.
К сандалиям в Древнем Египте было особенно трепетное отношение. Даже фараон, желая поберечь обувь, мог идти босиком, а слуга нес следом за ним его сандалии. По прибытии же к назначенному месту фараон обувался. Материалом для плетения сандалий в Древнем Египте служили папирус, кожа и даже золотые пластины. Судя по сохранившимся свидетельствам, сандалии на золотой подошве часто были причиной развития различных болезней ног, поэтому надевали их крайне редко.
Не менее важную роль в жизни древних египтян играла трапеза. Блюда со всевозможными кушаньями ставили на маленький низкий стол, за который могли сесть только один-два человека. Детей усаживали на подушки или циновки, положенные на пол. Все члены семьи ели отдельно. Первым завтракал глава семейства. Ему подавали кушанья (как правило, это были хлеб, мясо, пирог и пиво) сразу после завершения утреннего туалета. Его супруга могла завтракать либо во время туалета, либо после его окончания.
Обеденное меню включаю мясо птицы и говядину, фрукты и овощи, хлеб, пироги и пиво. Спустя 3—4 часа семейство вновь садилось трапезничать. На этот раз им подавали легкие блюда и напитки. Ужинали они в конце дня, за 1—2 часа до отхода ко сну.
Одним из наиболее часто встречаемых сюжетов росписей и рельефов, покрывающих стены гробниц, являются изображения сцен застолий и пиров. Их устраивали наиболее знатные и зажиточные египтяне. Это были пышные приемы, на которых присутствовали многочисленные друзья и родственники хозяина. Последний должен был тщательно подготовиться к встрече гостей: купить необходимые продукты, убраться в доме, пригласить музыкантов, певцов и танцоров. Наиболее состоятельные хозяева забивали быка, мясо которого затем шло на приготовление жаркого и соусов. Гусей целиком обжаривали на вертелах. К столу подавали также кувшины с вином, ликерами и пивом. Фрукты выкладывали пирамидой на специальные подставки и в корзины. Посуда для подачи таких изысканных кушаний к столу также была особенной, отличавшейся от той, которой повседневно пользовались хозяева: это были расписные тарелки и кубки из золота и серебра.
Правила вежливости обязывали хозяина встречать каждого особенно знатного или желанного гостя у ворот, а затем провожать через сад в дом. Иногда гостей встречал привратник, а хозяева поджидали их в зале приемов. Если гость прибывал со своим семейством в колеснице, то слуги должны были показать вознице место, куда можно поставить повозку.
Приглашенные на праздничную трапезу прибывали в дом хозяина в сопровождении своих рабов, женщин и мужчин. Слугам-мужчинам негласными правилами этикета предписывалось носить белые сильно накрахмаленные юбки, а девушкам-невольницам разрешалось облачаться лишь в маленькие набедренные повязки и украшать себя ожерельями, а также ручными и ножными браслетами. В знак уважения и благодарности за визит слуги от имени хозяина должны были преподнести каждому из гостей по цветку лотоса, после чего предложить напитки (как правило, это было вино или пиво) и сладкие блюда.
При входе в дом приглашенные к праздничному застолью гости приветствовали хозяина и всех присутствующих, расточая жаркие комплименты и льстивые словеса. В ответ хозяин произносил приветственную речь.
После завершения церемонии приветствия и обмена любезностями гости и хозяева переходили из зала приема в богато украшенный зал, где и происходило пиршество. Главное место отводили особо знатным гостям. Их усаживали в кресла, сделанные из золота, с отделкой из бирюзы, сердолика или лазурита и высокими, с резным орнаментом, спинками. Для гостей менее знатных устанавливали низкие табуреты и раскладывали на полу циновки и подушки. В Древнем Египте существовала традиция рассаживать гостей, мужчин и женщин, по разным сторонам стола. Однако мужчина, прибывший в дом хозяина со своей супругой, мог изъявить желание сесть за стол рядом с ней.
Приглашенные на пир гости также должны были быть одеты соответствующим образом. Правила приличия, бытовавшие в Древнем Египте, обязывали надевать платья и туники, сшитые из гофрированного льна. Голову украшал длинный черный парик, закрывавший часть шеи, уши и лоб.
После того как гости рассаживались за столом, прислуживающие им рабыни должны были надеть на каждого красивую разноцветную гирлянду и подать ароматное масло или жир, кусочки которого клали на голову поверх парика. И только тогда к обеденному столу подавали кушанья. Нужно признать, что праздничные блюда радовали глаз своим разнообразием. Там были яства, которые могли удовлетворить вкус самого взыскательного и привередливого гостя. Жареная говядина и мясо птицы, куры, утки, голуби и гуси, обжаренные на вертелах, овощи, фрукты, хлеб — все это подавалось в красивой посуде. Хозяин старался удивить знакомых и родственников своим гостеприимством, радушием, щедростью и достатком. На металлических подносах разносили кувшины с вином, каждый из которых содержал записку с указанием времени изготовления напитка. Кушанья в Древнем Египте было принято есть руками. Нож использовали только для разрезания больших кусков мяса. После завершения трапезы гости могли омыть руки в чаще, передаваемой по кругу.
Древних египтян можно по праву назвать страстными почитателями музыкального искусства. Ни одно пиршество не обходилось без игры на музыкальных инструментах, пения и танцев. Еще в эпоху пирамид в Древнем Египте появились такие музыкальные инструменты, как гобой, арфа и флейта, которые позднее, начиная примерно со II тысячелетия до н. э., подвергались изменениям и совершенствовались. Так, например, были созданы большая и малая арфы, у первой число струн увеличилось вдвое. В Древнем Египте были известны также лютня, барабан, двойная флейта, трещотка и систр. Изображение последнего можно увидеть на рисунке, показывающем древнеегипетскую богиню музыки, танцев, застолий и любви Хатхор. Систр надевали на голову вместо парика или поверх него и, тряся головой, извлекали звуки, похожие на звон маленьких колокольчиков, под которые пели или танцевали.
Одним из номеров музыкальной программы праздничного застолья обычно являлось выступление танцоров или танцовщиц, сопровождающееся игрой на музыкальных инструментах.
Таким образом, музыкальные номера обязательно входили в увеселительную программу любого пира в Древнем Египте. Музыканты, одетые в белые юбки, с нагрудными украшениями и браслетами на руках, усаживались в центре обеденного зала. Большинство песен посвящалось богам, которых благодарили за счастливую и безмятежную жизнь на земле. Известны также песни, повествующие о кратковременности существования человека в этом мире, о том, что рано или поздно смерть все равно настигнет человека. Некоторые из дошедших до наших дней древнеегипетских песен рассказывают о любви.
Известно, что в конце I тысячелетия до н. э. - начале I тысячелетия н. э. в Древнем Египте появилась традиция демонстрировать собравшимся гостям гроб с раскрашенной мумией. Слуги подносили гроб к каждому из гостей, а сам хозяин произносил следующие слова: «Посмотрите на мумию и после этого пейте, ешьте и наслаждайтесь вволю, ибо после своей кончины будете подобны этой мумии». Иные из гостей, видимо, буквально понимали речь хозяина и тут же набрасывались на кушанья и старались выпить как можно больше вина и пива. На некоторых рельефах с изображением сцен подобных пиров можно видеть, как объевшиеся и перепившие вина горе-гости склонили головы под стол, чтобы освободиться от отягощающих излишков еды и питья. Соседи по столу заботливо придерживают их. По-видимому, такое поведение не считалось предосудительным.
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006