В связи с тем что жизнь афинянина была четко расписана, утренний туалет его не занимал много времени и заключался в умывании, мытье рук и одевании.
В отличие от жителей Древнего Египта, предпочитавших пастельные тона в одежде, эллины носили яркие, часто разноцветные наряды. Одежду особенно насыщенных тонов любили молодые греки. Юноши выбирали красные, зеленые, синие и пурпурные платья-хитоны. А девушки и женщины постарше, кроме того, облачались в одежду, сшитую из желтой ткани, чего не могли себе позволить мужчины. На улицах Афин также можно было встретить человека, одетого в белые одежды. Однако такие наряды украшали яркими пестрыми узорными лентами.
Как уже было замечено выше, основной одеждой мужчин считался хитон, который сначала был длинным (до пят), а позднее (после Персидских войн) стал значительно короче — до колен. Нередко к хитонам пришивали длинные или короткие рукава. Такие рубашки могли носить не только знатные эллины, но и представители низких сословий: ремесленники, рабы, слуги. Главное различие заключалось лишь в том, что хитон последних имел только одно отверстие (идя левой руки), с правой стороны он оставался распахнутым.
Горожане ходили по улицам с непокрытыми головами. В Афинах шляпы надевали только приезжие чужестранцы или больные. Шляпы изготавливали из белого или коричневого материала. В те времена существовало три разновидности мужских головных уборов: пилос (войлочная шапка с низкими бортами или вовсе без таковых), петас (неглубокая войлочная шляпа с ремнями) и кюне (полукруглая шапка без полей, сшитая из собачьей кожи).
Поверх хитона мужчины набрасывали плащ — гиматий. Он был длинным и доходил до лодыжек. Помимо такого плаща, эллины могли носить также и трибоний — разновидность гиматия. Список верхней одежды жителей Древней Греции можно завершить коротким плащом — хламидой. Хламиду надевали только во время охоты, военных походов или путешествий. Особое предпочтение хламиде отдавали юноши в Афинах и Спарте.
На ноги мужчины обували сандалии, закреплявшиеся на лодыжках ремнями, а в холодное время года носили сапоги белого, черного или даже красного цвета со шнуровкой спереди, изготовленные из кожи или войлока. Как правило, такие сапоги обували, когда собирались идти в гости на пир. Мужчины, особенно внимательно относившиеся к веяниям моды, могли украшать обувь брошами, выполненными из золота или серебра. Для ухода за кожаной обувью и наведения лоска использовали специальные губки.
Женские наряды так же, как и мужские, отличались простотой. Главной одеждой эллинских женщин были длинные, до пят, платья-туники, к которым иногда пришивали рукава. В таком платье женщина могла показываться лишь в кругу домочадцев. Выходя на улицу, поверх туники она должна была надевать плащ-гиматий. Но для того чтобы сделать это, гречанке нужно было приложить максимум терпения и старания, поскольку справиться с куском материи шириной 1,5 м и длиной 3—4 м оказывалось довольно трудно. Цвет гиматия мог быть розовым или белым, вариантов же закрепления и носки его насчитывалось тысячи. Так, женщина Эллады могла носить плащ, спустив его верхнюю часть к талии и придерживая ее руками или набросив один из концов на левое плечо, либо надеть так, чтобы плащ закрыл нижнюю половину лица, оставив открытыми глаза.
Жители Древней Греции очень внимательно относились к созданию прически и красоте волос. Так, например, в Спарте мужчины носили длинную густую бороду, которая являлась своеобразным символом мужественности и силы. Афиняне предпочитали более короткие бороды. Известно также, что в некоторых других городах Древней Греции мужчины вовсе не растили бороды, а начисто выбривали подбородок. Со времени правления Александра Македонского греки навсегда отказались от бороды и оставляли лицо чистым, без единого волоса.
Голову женщины-гречанки покрывали плоской шляпой круглой формы с острой верхушкой. А в руках они всегда держали легкий голубой веер, изготовленный в форме цветка лотоса. В отличие от мужской женская обувь была необыкновенно изящна и разнообразна. Так, например, жительницы Фив носили узкие красные полусапожки, сшитые из кожи.
Почти такие же метаморфозы претерпевает греческая мода и в области причесок. До времени начала Персидских войн мужские прически почти не отличались от женских. Мужчины носили длинные волосы, которые завивали, затем разделяли на отдельные пряди и откидывали на плечи или за спину. Некоторые эллины собирали волосы в пучок, заплетали косы или, скрутив жгутом, фиксировали на макушке. Собственно мужские прически появились в Древней Греции после завершения Персидских войн. Именно тогда взрослые стали стричь волосы, а длинные локоны могли носить только маленькие мальчики. Несколько позднее в мужскую моду вновь вошли длинные, до плеч, волосы.
Женские прически отличались большим разнообразием. Во все времена ценились красивые и здоровые волосы, испытавшие минимум воздействия каких-либо средств, например красителей. Многие женщины расчесывали волосы на прямой пробор, другие предпочитали стягивать их лентой или шнуром, третьи собирали в пучок и закрепляли на макушке, уложив в виде сумки, четвертые пытались подчеркнуть красоту прически при помощи шиньонов, пятые, используя шпильки, повязки и сетки, выстраивали из волос высокие, сложные конструкции.
Для того чтобы добиться совершенства, прекрасные жительницы Древней Греции призывали на помощь парикмахеров, мастеров маникюра и педикюра. Эллинские парикмахеры использовали в своем ремесле такие инструменты, как ножницы для стрижки волос, бритвы, гребенки, щипцы для завивки волос, щипчики. Мастера маникюра и педикюра при помощи одних лишь маленьких ножниц придавали ногтям идеальную форму. Убедиться в мастерстве парикмахера и полюбоваться новой прической жительницы Эллады могли, смотрясь в зеркала. Однако на этом уход за волосами не завершался. Модницы смазывали их специальными благовонными маслами и настоями. Кроме того, эллинские женщины уже были знакомы с правилами окрашивания волос: они могли сделать их более темными или совсем светлыми. Для придания волосам пышности гречанки использовали накладки-шиньоны. Если же волос было совсем мало или они были слишком тонким и, а похвалиться подружкам шикарной прической очень хотелось, то надевали парики.
Прекрасные жительницы Древней Греции знали множество самых разных секретов красоты. Судя по сохранившимся памятникам письменности и рисункам, им были известны различные косметические средства. Так, чистейшей белизны кожи гречанки добивались при помощи белил, а делать щеки матовыми и розовыми им помогали румяна. Кроме того, представительницы прекрасного пола располагали средствами для окрашивания не только волос, но и бровей. Для изменения цвета бровей предназначалась истолченная в порошок сурьма или сажа. Подкрашивали гречанки и губы, используя для этого специальную помаду в виде палочек, изготовленную из свинцового сурика или корня алканна. Ресницы красили сначала темной краской, а затем закрепляли цвет составом, приготовленным из аммиачной камеди и яичного белка.
Поддерживать красоту — задача не из легких. Гречанкам в этом помогали не только изготовленные из природных веществ средства, но и уже известные в ту пору инструменты, в числе которых нужно назвать зеркала, ножницы, булавки, шпильки для закалывания волос, бритвы, мази на основе воска, накладки для волос, сетки и карандаши для подкрашивания глаз. Особое место занимали украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, золота и серебра. Различные перстни, печатки, кольца, браслеты, серьги, диадемы, нагрудные украшения, пояса служили достойным дополнением к наряду прекрасной гречанки.
Итак, умывшись и одевшись, вечно спешащий по делам афинянин должен был позавтракать. Основным блюдом первого завтрака были длинные, узкие лепешки. Иногда такие лепешки заменяли нарезанным маленькими ломтиками хлебом, предварительно размоченным в красном вине. После трапезы афинянин выходил из дома, взяв с собой палку. Ни одному уважающему себя греку в те времена не позволялось появиться на улице без палки, которая была символом состоятельности, достатка и знатности. Обычно греки покидали дом в сопровождении двух рабов, которые либо несли купленные товары и продукты, либо, при необходимое и, выполняли какие-то поручения хозяина. Менее зажиточных горожан сопровождал только один невольник. А те, кто не мог содержать рабов, вынуждены были во время совершения покупок нанимать носильщиков.
Древних греков можно со всей уверенностью назвать поборниками и строгими блюстителями правил приличия и этикета. Внешняя суетливость и высокомерие считались дурным тоном. Людей чванливых и чрезмерно гордых, важно вышагивающих по улицам города, не любили. Однако и слишком торопливая походка казалась древним грекам свидетельством легкомыслия, непостоянства нрава и неумения планировать текущие дела. В то же время грустный, удрученный вид и опущенный долу взор также удостаивались порицания со стороны окружающих, В Древней Греции не принято было ходить по городским улицам., громко разговаривая. Знаменитый математик и мыслитель Эллады Аристотель сформулировал определение воспитанного человека. По его мнению, воспитанный гражданин Греции — это человек, все движения которого плавны, речь спокойна, нетороплива и приглушенна.
Миновав колоннады со статуями знатных и отличившихся на службе государству сограждан, древний грек оказывался в том месте, которое сейчас называется рынком. Однако рыночная площадь в Древней Греции заметно отличалась от современного аналога. В те времена места для торговли располагались на главной площади города, или агоре. Там же возводили здания главных городских учреждений (храм, архив, суд, совет). На рынке афинянин покупали все необходимое для приготовления вкусного обеда. Каждый знатный горожанин в Древней Греции держал в своем доме стряпуху. Именно ей раб приносил с базара купленные хозяином продукты. Так происходило в том случае, если хозяин намеревался обедать один иди со своими домочадцами. Однако если он желал устроить пир и угостить гостей роскошными яствами, то ему предстояло немало потрудиться: закупить продукты для приготовления кушаний, заказать повара, который ожидал тут же, на рынке, позвать музыкантов, певцов и танцоров.
Следует сказать, что наемные повара в Древней Греции были своего рода сословием, представителей которого горожане недолюбливал и. Во многих пьесах древнегреческих авторов они предстают хитрыми, ловкими и глупыми обжорами, к тому же нечистыми на руку. Стоит также заметить, что особой чести быть приглашенными для приготовления блюд к званому обеду удостаивались в основном те повара, которые готовили простые кушанья. Тех же, кто имел смелость проявлять фантазию в своем ремесле, беспощадно изгоняли не только из дома заказчика, но и из города.
Завершив покупку продуктов к обеду, горожанин направлялся к ближайшему из устроенных на рынке портиков, где его ожидала встреча с друзьями. Знакомые приветствовали друг друга принятым в те времена жестом, Кланяться или кивать головой в знак приветствия считалось дурным тоном. Пожимать руку можно было только в случаях принесения клятвы или в моменты особенно торжественных прощаний. Друзья приветствовали друг друга также восклицанием «хайре», что означает «возрадуйся», после чего могли следовать высказывания относительно погоды. Иногда общепринятое приветственное слово «хайре» заменяли другими: «желаю здравствовать», «трудись и преуспевай» или «работай успешно». Предметом разговоров встретившихся друзей могли быть политические новости или личные дела. Нередко греки пускались в длинные рассуждения о смысле человеческого бытия, о справедливости и о быстротечности жизни.
Помимо рынка, друзья могли встретиться также в парикмахерской, в лавке парфюмера или сапожника. Философские беседы и споры разворачивались порой в самых неожиданных местах.
Например, известно, что однажды Сократ завел беседу на излюбленную философскую тему прямо в лавке шорника. Нежелание кого-либо участвовать в таких дискуссиях считалось у древних греков свидетельством дурного воспитания и приравнивалось чуть ли не к измене государству. Известно, что Демосфен как-то раз выступил с обвинительной речью по поводу антиобщественного настроения и поведения одного из горожан, который не хотел посещать парикмахерские и парфюмерные лавки, традиционно являвшиеся местом встреч и бесед друзей.
Молчаливость также не приветствовалась в Древней Греции. Общительность, жизнерадостность, дружелюбие — вот главные приоритеты жителя Эллады. Однако нельзя сказать, что древние греки были чрезмерно болтливы. Болтунов и пустозвонов так же, как и замкнутых молчунов, недолюбливали, и они часто становились предметом насмешек окружающих. Таким образом, благовоспитанный грек должен быть в меру разговорчив и в меру молчалив, обладать умением не только красиво говорить на отвлеченные темы, но и внимательно слушать речи собеседников.
Обеденное время наступало приблизительно в 3—4 часа пополудни. Прежде чем сесть за стол, горожанин обязательно посещал баню. Там тело тщательно очищали от пыли и грязи, используя скребок-стригило. Чистое тело вытирали полотенцем и натирали благовонным маслом. Только после этого горожанин мог приняться за обед.
Как и у других народов, трапеза занимала особое место в жизни горожан в Элладе. Правила проведения церемонии были различными и зависели от характера застолья: семейный это обед или встреча друзей. В обычные дни мужчины и женщины садились за один стол, установленный в мужской половине дома. Однако мужчины полулежали на кушетках, а женщины могли лишь сидеть на низких табуретах или стульях.
Когда горожанин получал приглашение на застолье, он должен был решить, как правильно одеться. Но прежде ему предстояло тщательно вымыть и натереть тело ароматными маслами. Правила этикета требовали своевременного прибытия в дом, где устраивался пир. В назначенное время гости усаживались за стол, не поджидая опаздывающих. Однако стоит заметить, что понятие «садиться за стол» в Древней Греции если и существовало, то было весьма символическим, поскольку гости возлежали на кушетках у небольших столиков с яствами. На одном ложе могли разместиться два человека. Нужно сказать, что ложи были довольно высокими, и иногда для того, чтобы взобраться на них, требовалось приставлять маленькую скамеечку. Даже столы, на которые ставили блюда, были ниже кушеток, где лежали гости. Брали преподнесенные кушанья руками.
Число столов и кушеток, предназначенных для гостей, могло быть сколь угодно большим. Ид можно было расставлять в виде полукруга или подковы, максимально приближая гостей друг к другу так, чтобы они могли общаться.
Места для наиболее почетных гостей располагались с правой стороны от главы дома. Менее почетным гостям доставались места, удаленные от ложа хозяина. В связи с этим между гостями нередко возникали споры относительно того, кто какое место достоин занимать. Именно поэтому мыслитель Плутарх советовал хозяевам, устраивавшим торжественный прием, заранее распределять и затем указывать каждому гостю его место в пиршественном зале.
При входе в дом приглашенные обязательно должны были разуться, оставив обувь у порога. В приемных покоях их ждали рабы, которые омывали ноги гостей и смазывали их благовонными маслами. После этого другие рабы подносили гостям большие чаши для омовения рук. И только затем в комнату, где должен был проходить пир, вносили столы с уже расставленными на них блюдами. В большинстве случаев наемный повар заранее представлял на суд хозяина составленный им список кушаний, которые будут поданы.
Как уже было сказано выше, древние греки не пользовались во время трапезы вилками и ножами. Более или менее твердую пишу брали руками и затем подносили ко рту. Ложки хотя и были известны, однако их применяли крайне редко и только при употреблении супов и соусов. Но даже и в этом случае ложку чаще всего заменяла корочка хлеба. Скатертей и салфеток в Элладе не существовало. Для очищения рук от остатков пищи и жира использовали хлебный мякиш или небольшой кусочек теста, который катали в ладонях и между пальцами.
Каждый из приглашенных мог прийти в сопровождении одного или нескольких рабов, в обязанность которых входило прислуживать за столом. Если же гость приходил один, то блюда ему преподносили специально приставленные к нему рабы хозяина. И все же чаше всего гости приводили с собой своих невольников. В такие дни в доме оказываюсь множество слуг. Для того чтобы контролировать их работу и присматривать за всеми, хозяин дома назначал специального человека из числа собственных рабов.
К сожалению, до наших дней дошло мало сведений о порядке подачи и характере блюд, которыми богатые греки угощали на пирах своих гостей. Но известно, что обеды не всегда начинались холодными закусками и вином. Скорее всего, к столу подавали горячие закуски, за которыми следовали мясо, овощи, рыба, сдобренные различными соусами. После этого слуги убирали столы и приносили чаши с водой для омовения рук и полотенца. Затем вносили столы с десертными блюдами. Десерт в эпоху властвования Александра Македонского представлял собой второй обед, во время которого к столу подавали дичь и мясо домашней птицы, фрукты, сыр. Кроме того, гостям предлагали отведать пироги, печенье. Очень популярны были пряности, лук, чеснок, смесь тмина и соли.
Древние греки прославились как превосходные виноделы. Вино изготавливалось в Элладе с избытком. Особым спросом пользовались вина, производившиеся на островах Кос, Хиос, Лесбос, Самос и Родос. В зависимости от цвета все вина было принято делить на несколько групп. Так, существовали вина красные, белые, темные и золотые. Делили напитки и по степени крепости: они могли быть тонкими, легкими, сладкими и крепкими. Одним словом, виноделы Древней Греции предлагали своим покупателям вина на любой вкус и для любого кошелька. Но только зажиточные горожане могли позволить себе купить вино самого высокого качества и большого срока выдержки.
Но вот главная часть пиршества завершена — гости отдали дань изысканным кушаньям. Столы с блюдами убирали и с этого момента начиналась развлекательная программа приема, открывали которую дружеские беседы, или симпосионы. При этом подавали вино, изливающееся из трех кратеров и смешивающееся с водой. Льющееся из первого кратера вино предназначалось в качестве жертвоприношения богам, из второго — героям и из третьего - Зевсу. Церемония жертвоприношения проводилась под звуки флейты. Прекрасные флейтистки оставались в зале и после окончания ритуала жертвоприношения и развлекали своей безупречной игрой хозяина дома и его высокородных гостей.
Необходимо заметить: даже большое количество опустошенных кубков не мешало гостям вести беседы на философские темы. Остроумные шутки, каламбуры и даже стихотворные строчки нередко рождались именно во время званых пиров. Любили древние греки и блеснуть умом, решая или придумывая математические задачи или загадки. А для того чтобы ни один из присутствующих на пиршестве мужчин не заскучал, хозяин приглашал танцовщиц и акробаток, которые развлекали гостей зажигательными танцами и удивляли сложными акробатическими номерами. Веселыми шутками и светскими беседам и услаждали слух греков гетеры — эрудированные и обаятельные женщины, привлекавшие внимание и удивлявшие мужчин не только своей красотой, но и блестящим умом.
На званых обедах в Древней Греции было принято избирать верховного распорядителя, так называемого симпосиарха, в обязанности которого входило следить за течением беседы, поддерживать разговоры, проводить шуточные состязания (например, чаще всего устраивалось соревнование по количеству выпитого вина) и определять награды победителям.
Неизвестно, чем бы закончилась любовь греков к празднествам, если бы правительство не обратило внимание на сложившуюся ситуацию. Вскоре были изданы специальные установления, которые регулировали правила торговли и запрещали излишнее расточительство. Тогда же появилась новая должность в сфере государственной службы — ситофилак, следивший за ситуацией на рынке. Он пресекал различного рода злоупотребления и всяческие спекулятивные операции в области торговли продуктами. А продовольственные инспекторы контролировали цены на рынке и соблюдение установленных законом правил торговли.
Стоит сказать, что с течением времени устройство помпезных и пышных пиршеств стало в Древней Греции едва ли не маниакальным увлечением. Все, кто желал открыто продемонстрировать свою состоятельность, неизменно организовывали празднества. Этим всегда спешили воспользоваться спекулянты и прочие деятели в области торговли.
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006