Самое массовое из искусств — это кино. Так давайте разберемся, что значит быть культурным зрителем. Вы предъявили билет, зашли в зрительный зал. Теперь нужно занять свое место. Подчеркнем: именно свое, а не чужое! Даже если впереди пустует куда более удобное. Ведь не исключено, что обладатель билета на него подойдет попозже и попросит вас это место освободить. Ситуация будет не очень приятная — ни для него, ни для вас.
На свое место приходится пробираться по узкому проходу между рядами кресел, в которых уже сидят люди. Поэтому прикиньте, с какого края ряда вам будет пройти быстрее и удобнее. Двигайтесь осторожно, боком, повернувшись лицом к сидящим. Будьте особо внимательны, чтобы не наступить кому-нибудь на ноги. Не забывайте и о зрителях предыдущего ряда, которые в данный момент находятся за вашей спиной: их легко зацепить локтем или сумкой.
Если кресла откидного типа, то сидящие в них должны встать, чтобы пропустить зрителей, идущих на свои места.
Первым по проходу движется мужчина, за ним — дама. Мужчина помогает ей сесть, а потом садится сам.
Порой случается, что на одно и то же место кассир ошибочно выписывает два билета. В этом случае главное соблюдать спокойствие. Проверьте тщательно число на своем билете, сеанс, ряд, место. Попросите — очень вежливо! — сделать то же самое и вашего «конкурента». Если никто из вас ошибки не обнаружил, обратитесь к контролеру. Не волнуйтесь, место всем найдется.
В холодное время года в кинозал приходится заходить в верхней одежде. Раздеваясь, старайтесь не задевать окружающих. Аккуратно сложенное пальто держите у себя на коленях. Мужчина должен снять головной убор. Дама в принципе не обязана этого делать. Но если ее убор высокий и мешает сидящим позади видеть экран, она поступит правильно и вежливо, если этот убор снимет.
Многие правила поведения, принятые в кино, применимы и для театра, концерта. И все-таки театр — место особое, место святого общения с искусством. В театр ходят как на праздник. Это целый ритуал, который начинается со сборов, продумывания туалета... Правда, в наш демократический век в театр не обязательно являться во фраке или в вечернем платье. Можно одеться и попроще. Но это не значит, что нужно нарядиться в потертые джинсы и брезентовую штормовку.
В театр не принято прибегать, как на работу, запыхавшись, в самую последнюю минуту. Лучше прийти заранее, погулять по фойе, подышать воздухом театра, посмотреть портреты артистов, купив у билетера программу, ознакомиться с репертуаром. Это все — тоже часть театрального ритуала, своеобразный настрой на предстоящий спектакль.
Если ваше место не слишком близко от сцены, можете взять напрокат небольшой театральный бинокль — у билетера или гардеробщика. Настоящие театралы должны иметь свой. Но именно — театральный. Являться в театр с мощным полевым биноклем — признак невоспитанности. Бинокль можно направлять только на сцену. Рассматривать в него публику неприлично.
О некоторых правилах поведения в гардеробе. Сняв пальто, нужно подать его гардеробщику так, чтобы тому было удобно взять. Шарф и перчатки спрячьте заранее, чтобы не заниматься этим впопыхах перед гардеробщиком и не задерживать стоящих за вами в очереди. Вслед за пальто подайте шляпу, зонтик, «дипломат». Большие хозяйственные сумки, чемоданы, баулы сдавать в любой гардероб, тем более театральный, не принято: все это категорически советуем оставлять дома.
Если мужчина пришел в театр с дамой, то в первую очередь должен помочь снять пальто ей. Предварительно надо убедиться, что спутница поняла ваш маневр. Если же вы в этом не уверены, то следует к ней обратиться: «Разрешите, я вам помогу!» Может случиться, что по каким-то причинам ей удобнее раздеться самой. Снимая с дамы пальто, аккуратно сдвиньте его вниз-назад и помогите вынуть руки из рукавов. Следите, чтобы подол пальто не касался пола. Оба номерка берет у гардеробщика мужчина и хранит у себя.
У зеркала в гардеробе можно лишь слегка поправить прическу, одежду. Причесываться, краситься, приводить в порядок свой наряд допустимо только перед зеркалом в туалетной комнате.
Первым в зрительный зал заходит мужчина, который должен искать места, за ним — дама. Мужчина обычно садится по левую руку от своей спутницы — после того как она займет свое место. Но если с кресла мужчины сцену видно лучше, он уступает его даме.
Когда в зал заходят две знакомые пары, то согласно этикету здесь должен быть следующий порядок: первым идет мужчина, за ним следуют обе женщины и, наконец, второй мужчина. В таком порядке они и располагаются на креслах: дамы — в центре, мужчины — по краям.
Никогда не занимайте оба подлокотника кресла! Ваш сосед тоже имеет право облокотиться. Не кладите на барьер балкона сумочки, бинокли, программки и конфеты. Они могут упасть в партер. Держите все это на коленях.
Уйти со спектакля можно только в антракте. Это элементарное уважение к артистам и к зрителям.
Воспитанный зритель не побежит сразу в гардероб после того, как занавес опущен. Он дождется выхода артистов, наградит их аплодисментами, если ему игра действительно понравилась.
Не принято аплодировать на концертах в перерыве между частями произведения, состоящего из нескольких частей — симфонии, песенного цикла. В конце концерта классической музыки оваций не устраивают.
Первой из зала выходит дама, затем мужчина. Он берет в гардеробе пальто и помогает Своей спутнице одеться, затем одевается сам.
В отличие от театра, стадион тихим местом не назовешь. Когда происходит ответственный футбольный матч, страсти здесь бурлят, как на вулкане. Особо сдерживать эмоции на стадионах как-то не принято. Но это отнюдь не значит, что можно распоясаться и вести себя наподобие дикаря: кричать нецензурные слова, оскорблять соседей, швырять какие-то предметы и т. д. Но крики одобрения, а равно размахивание различными лозунгами и флагами, на стадионе не возбраняются.
Как и в любом другом общественном месте, на стадионе нельзя сорить, нельзя устраивать свалку при выходе. Короче говоря, культура зрителя нужна и здесь.
Источник: «Краткий справочник по этикету». Общество «Знание» Украины, 1992