Посещение театра, концертного зала, музея и художественной выставки требует от посетителя знания и соблюдения особых этикетных установлений. Прежде всего это касается одежды. Собираясь в театр или концертный зал, лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического покроя. Другими словами, одеться нужно так, чтобы не привлекать к себе повышенного внимания окружающих. Помните, что зрители пришли в театр для того, чтобы получить удовольствие от спектакля, а не полюбоваться на ваш супермодный и оригинальный наряд. Дополнить строгого покроя платье или костюм женщины могут скромными украшениями. Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Правила этикета предписывают сидящим в ложах и в первых рядах партера мужчинам надевать фрак или смокинг, а женщинам — вечерние платья и перчатки. При этом правила хорошего тона гласят, что на премьерный показ спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра будничной театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно ходите на работу (если такой наряд не слишком вызывающий).
Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, пробираться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.
Так же как и при посещении ресторана, мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю одежду, а затем помочь раздеться даме. Если в ресторане или кафе женщине правилами этикета разрешается оставаться в шляпе, то в театре нужно снимать и ее, поскольку поля головного убора могут закрывать обзор сцены сидящим позади. После того как женщина сняла верхнюю одежду и шляпу, она может подойти к зеркалу, чтобы слегка поправить прическу или посмотреть, все ли в порядке с ее внешним видом. Наносить макияж, красить губы или одергивать подол платья в помещении гардеробной недопустимо. Все это нужно делать в дамской комнате. В то время пока женщина осматривает себя в зеркале, ее спутник должен терпеливо ждать в стороне. При этом ему не стоит углубляться в чтение газеты, журнала или книги, это считается дурным тоном. Единственное, что он может себе позволить, — приобрести программку спектакля или концерта и просмотреть ее.
В случае если места находятся в ярусе, мужчина при подъеме должен идти на полшага впереди своей спутницы, а при спуске — на полшага позади. В партере первым проходит к своему месту мужчина, за ним — женщина. Если спектакль или концерт решили посетить четверо знакомых людей, две женщины и двое мужчин, то сначала место занимает один из мужчин, затем садятся женщины, далее — второй мужчина. При этом дамам можно сесть так, чтобы не оказаться рядом со своим супругом. Выбирая место для себя, истинный кавалер оставит лучшее и более удобное своей даме. Так, например, если одно из двух назначенных мест находится у прохода, то мужчина должен занять именно его.
В том случае если в театр или на концерт пришла группа знакомых людей, то первой место в ряду должна занять женщина, затем — мужчина, далее — вновь женщина и т. д. Последним свое место занимает тот, кто всех пригласил (исключение составляют женщины).
Признаком дурного тона считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение происходящего на сцене или игры актеров во время спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т.п. Если вас мучает кашель или насморк, нежелательно шуметь в зрительном зале. Следует тихо извиниться перед соседями и выйти в фойе. Также нужно сделать, если вы пришли на спектакль с ребенком, который, не заинтересовавшись просмотром постановки, нашел для себя другое занятие.
Перекусить во время антракта можно в буфете. Однако не стоит за короткие 15 минут или полчаса наедаться так, как будто вы приехали из голодного края. В театральном буфете достаточно приобрести напитки, пирожное или мороженое. При этом в буфет может отправиться один только мужчина, дама лее (или остальные знакомые, посетившие театр) может остаться на своем месте.
Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время спектакля или за несколько минут до его окончания. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров или музыкантов. Но и здесь существуют свои правила.
Так, аплодировать принято:
♦ в театре: после завершения последнего акта пьесы; после завершения особенно удачно исполненной актерами арии или сыгранной сцены; при появлении на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера;
♦ на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения солистом.
Не нужно аплодировать:
♦ во время исполнения или игры актеров;
♦ во время паузы, предусмотренной между отдельными частями музыкального произведения.
Если в театре или на концерте присутствовали двое, мужчина и женщина, то первым после окончания спектакля или выступления со своего места встает мужчина. Так же первым поднимается с места и мужчина, сидящий последним в ряду, если в театр или на концерт пришла группа знакомых друг другу людей. Поднявшийся с места мужчина должен встать в проходе и подождать, когда встанет и выйдет дама. Из зала первой выходит женщина. Исключение составляют лишь случаи, когда вокруг так много народа, что женщине трудно самостоятельно пробраться через толпу к выходу. Но в подобном случае целесообразно задержаться в зрительном зале на несколько минут.
По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга, недопустимо. Признаком дурного топа также считаются громкое обсуждение произведений или их авторов и высказывание в их адрес критических замечаний. Настоящий ценитель и знаток искусства не станет демонстрировать эрудицию и знания в тиком не совсем подходящем для этого месте, как музей. Ведь давать информацию о том или ином произведении, его истории и авторе — задача экскурсовода. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не побеспокоить стоящих рядом.
Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспозицию, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т.п.). Сориентироваться в больших музеях и на выставках помогут специальные каталоги-путеводители, продающиеся при входе в выставочные залы. В таком случае нет необходимости стараться увидеть все сразу за время одного посещения. Лучше всего выбрать какой-либо один зал и внимательно ознакомиться с его экспонатами. В следующее посещение музея или выставки можно будет осмотреть другой зал и т.д.
Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Об этом каждому посетителю напоминают специальные таблички, установленные в каждом выставочном зале или прикрепленные к футлярам экспонатов.
Поведение на танцевальном вечере
Правила хорошего тона необходимо соблюдать и на танцевальном вечере. Мужчина должен иметь в виду, что пригласить даму на танец кратким вопросом: «Потанцуем?» — может только ее муж, жених или близкий друг. Если вы не слишком хорошо знакомы, следует обратиться к даме со словами: «Разрешите вас пригласить?». Если женщина находится в обществе другого мужчины, не обязательно спрашивать у него разрешения, но делать вид, что вы не замечаете его присутствия, невежливо. В этом случае можно поклониться обоим и посмотреть на спутника дамы вопросительно. Если его реакция положительна, следует обратиться к женщине с приглашением.
Если женщина, которую вы приглашаете, вам не знакома, после того как она ответит на ваше приглашение и поднимется навстречу, представьтесь ей. По окончании танца партнер должен проводить даму па место и поклониться. Если женщина со спутником или с компанией, она может представить всем нового знакомого. Если вас пригласили сесть за столик, посидите недолго, однако оставаться там до конца вечера не следует. Можно еще раз пригласить ту же даму или другую женщину из этой компании.
На танец в ресторане не принято приглашать женщину, которая пришла со своим спутником и они занимают отдельный столик. Приглашение чужой дамы будет выглядеть невежливым по отношению к мужчине.
Дама не должна отказывать приглашающим, если только она ранее не дала согласие другому партнеру. В таком случае можно сказать: «Спасибо, но я уже приглашена». Если вы хотите отдохнуть, нужно прямо сказать об этом, однако после объявления такой причины будет неучтиво танцевать с другим партнером.
Если вы хотите, чтобы женщина танцевала только с вами, сразу попросите ее об этом, но не настаивайте.
Нельзя приглашать все время одну и ту же даму, если она сидит не за вашим столиком.
Если вы пришли с компанией, не выходите из зала слишком часто и на длительное время. Можно отлучиться не более чем на 15 минут. Если вечер близится к концу, не исчезайте надолго, особенно если в кармане пиджака лежит номерок от шубы вашей спутницы.
В ходе танцевального вечера, если он проходит не в зале ресторана, можно предложить спутнице пойти в буфет — выпить прохладительный напиток или коктейль. Предложите даме что-нибудь съесть.
После вечера мужчина обязательно должен проводить партнершу домой.
В том случае, когда вы пришли с друзьями, постарайтесь станцевать хотя бы один танец с каждой из женщин вашей компании (конечно, если их не очень много). Если вашу партнершу пригласил мужчина из вашей же компании, приличным будет пригласить на танец его даму. Однако этого не следует делать в от ношении незнакомой компании или пары, сидящей за другим столиком.
Первый танец мужчина обязательно танцует с той дамой, с которой пришел на вечер. Затем можно пригласить женщину, сидящую рядом, а лотом ту, что напротив вас. Если заиграла музыка, вы не обязаны приглашать именно ту женщину, с которой в данный момент беседуете. Можно извиниться и отойти к другой.
Если ваша компания - всего две пары, ни одна из женщин не должна оставаться в одиночестве во время танцев.
Супруги не должны быть увлечены только друг другом, им позволительно развлекаться самостоятельно. И если одному из супругов весело, а другому не очень, ему не следует тянуть свою «половину» домой.
Во время танца партнеры разговаривают, но это вовсе не обязательно, можно и помолчать. А вот напевать в ухо партнерше мелодию, под которую танцуете, невежливо.
Если пара задела другую танцующую пару, извиняется мужчина, так как именно он ведет партнершу.
Во время танца нельзя доставать расческу и поправлять прическу, нельзя танцевать с сигаретой в зубах.
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006