Д. Белюкин. Бал в Московском дворянском собрании. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» »
Дама назначает ту кадриль, которая у ней свободна и записывает в свою книжечку. Такие книжечки называются «агендами»; в них именно записываются имена и очереди танцев.
Ни одна дама не может отказаться танцевать с приглашающим ее мужчиной, если только она не обещала уже танцевать тот танец, на который он ее приглашает, с другим мужчиной.
Обыкновенно случается, что дамы, имеющие много поклонников, бывают приглашены уже с самого начала бала на все танцы. В несколько минут их памятная книжка наполняется массой обещаний. В таких именно случаях никогда не следует давать обещаний более, нежели можно выполнить. Матери должны следить за этим, а молодые особы обязаны советоваться насчет этого со своими матерями и руководительницами.
Надавать кавалерам обещаний более, нежели нужно или перепутать их, то есть на один и тот же танец дать обещание двум кавалерам значит подвергать себя риску сделаться героиней скандала, так как обиженные такой небрежностью кавалеры могут затеять между собою ссору, кончающуюся иной раз весьма плачевно. К тому же такой поступок, как два обещания на один танец, в свете всегда объясняется не иначе как кокетством. Качество это никоим образом не свойственно девице скромной и благовоспитанной. Стало быть, публично проявить такое отрицательное качество значит поставить свою репутацию на карту.
Если же девица без всякого дурного умысла просто сбилась с очереди и двум кавалерам назначила один и тот же танец, то она во избежание неприятных последствий должна вовсе не танцевать этого танца, отговорившись перед обоими кавалерами желанием отдохнуть, нездоровьем и тому подобным.
Д. Белюкин. Бал в Московском дворянском собрании. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» »
Для некоторых молодых особ бал бывает причиной многих горьких минут. Не истинная ли для них пытка оставаться одинокими в то время, когда при первых звуках оркестра все танцующие весело оставляют свои мета и несутся под такт музыки по скользкому паркету зала. Мучение это должно переносить хладнокровно, спокойно и ничем не дать заметить своих душевных страданий.
Устранить подобные неприятности — обязанность хозяйки дома и счастливых танцорок, которые должны тайком покровительствовать оставленным без внимания дамам и посылать к ним знакомых танцоров.
Выше было сказано, что дама или девица не должна отказывать приглашающему ее на танец кавалеру и только тогда может отказать, когда тот танец, на который он ее приглашает, уже обещан ею.
Она может заявить приглашающему ее кавалеру, что приглашена на первую, вторую и третью кадриль, но никак не больше, потому что должна заранее давать обещания на дальнейшие кадрили. Она должна помнить, в каком порядке принимала приглашения, чтобы устранить спор между танцорами. Она не должна также оказывать никакого предпочтения тому или другому из кавалеров.
Не ждите для приглашения дамы, чтобы оркестр заиграл.
Если одна дама отказывает вам, то вы должны обратиться к сидящей с ней рядом, но никак не проходить мимо ее.
Если хозяйка дома танцует, то хотя бы она имела племянниц и кузин, все-таки следует начинать ваши предложения с хозяйки дома, затем продолжать приглашать ее родственниц, а потом уже ваших знакомых.
Нелепо предполагать, что мужчина обязан приглашать всех танцующих дам. Прежде всего хозяйку дома, ее сестер и родственниц, дам, относительно которых он имеет некоторые обязательства, сестер своих приятелей и товарищей, — вот порядок приглашений мужчины, который умеет жить в свете.
Одно из первейших стараний танцоров — приискать визави. Заручившись визави, он отыскивает свою даму, кланяется ей и предлагает руку, если место в кадрили удалено от нее.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007