Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие. Прыгать, ломаться и принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом достойным посмеяния, а в глазах других предметом, достойным жалости и презрения.
Для кадрили, вальса и польки можно представить кавалера даме или девице во время бала или даже перед началом танца. Что же касается мазурки и котильона, то эти танцы допускается танцевать только с той дамой или девицей, дом которой вы посещаете как знакомый, с которой вы часто встречаетесь в других знакомых домах.
Если знакомая вам дама на ваше приглашение танцевать с ней такую-то кадриль отвечает, что она ангажирована на эту кадриль другим кавалером, то пригласите ее на следующую. Если же она уже и на эту приглашена, то опять приглашайте на третью и так далее до тех пор, пока она сама не назначит вам кадриль, которую она может танцевать с вами. Не исполнять этого правила значит обидеть даму.
Приглашая себе vis-a-vis, всегда имейте в виду, чтобы кавалер, приглашаемый вами, был бы приятен вашей даме, если бы даже это был ваш соперник. Брата или вообще родственника своей дамы вы можете пригласить только с ее согласия.
Если вам случится приглашать даму одновременно с другим кавалером, не заводите спора, но предоставьте даме самой сделать выбор и, вполне подчиняясь ее решению, отойдите с поклоном.
Перед началом танца не удаляйтесь из залы.
Если хозяйка дома просит вас танцевать с какой-нибудь никем не приглашенной дамой, повинуйтесь с видом удовольствия.
Неприлично просить под каким бы то ни было предлогом веер или цветы у дамы, с которой вы танцуете.
Во время танца лучше совсем молчать, нежели говорить пошлости.
Вежливость и учтивость — необходимейшие условия во время танцев.
Никогда не делайте рискованных па, даже и в конце зала.
Даме или девице неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером. Тем не менее можно принять два или три приглашения одного и того же кавалера, особенно если этот кавалер из ваших знакомых и если танцы различны.
Точно так же и мужчина не должен дозволять себе танцевать несколько раз подряд с одной и той же дамой и ни в каком случае не позволять себе фамильярности со своей дамой, хотя бы это была его родная сестра.
Дама не должна подходить к буфету иначе как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она пожелает. Прогуливаясь с кавалером по залу, дама может принять его руку и идти с ним под ручку. Но на балу не принято идти под руку так, как ходят на гулянии, когда рука дамы образует собой кольцо вокруг руки мужчины. Идя под руку с кавалером по танцевальному залу, дама должна лишь слегка прикасаться пальцами к рукаву кавалера.
По окончании танца кавалер должен поклониться даме и в заключение довести ее до места или предложить проводить к буфету.
Отведя даму на место, кавалер должен откланяться и отойти, но не оставаться для разговора с ней.
В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.
Если дама, отказавшись танцевать с вами, тотчас же пойдет танцевать с другим, объясните это ее забывчивостью или незнанием законов Этикета, но не начинайте спора.
Вежливость к хозяину и хозяйке требует, чтобы вы никоим образом не делали свои личные досады поводом к неприятностям и ссорам в обществе.
Девица, танцуя, не должна смотреть слишком смело в глаза своему кавалеру. Если он заговорит с ней, она должна ответить ему любезно и учтиво, танцевать же должна скромно и просто.
Даму свою следует вести к кадрили под руку, но не за руку и таким же образом отвести ее назад по окончании кадрили.
Хороший тон требует, чтобы на балу всегда быть в перчатках. Кавалеры и особенно дамы все берут в руки, не снимая перчаток. Однако если подаваемый предмет может запачкать перчатку, то дозволительно снять ее.
Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей время от времени нескольких слов.
Кавалеры хорошего тона никогда не снимают перчаток, не позволяют себе пожимать руку своей дамы, прижимать ее к себе во время галопа или вальса.
Кто становится в танцы, не зная фигур, тот делает себя смешным и ставит приглашенную даму в затруднительное и неприятное положение. Нет надобности знать па, достаточно уметь грациозно ходить но залу и водить даму. Делать па в кадрили не только не нужно, но даже неуместно.
Во время танцев и вообще при ходьбе мужчины должны быть особенно осторожны относительно дамских платьев. Если вам случится наступить на шлейф дамы, извинитесь непременно и притом в самой деликатной форме.
Помните, что все обычаи публичных балов неуместны и неприличны на частном балу.
Порядочная женщина всегда вправе обидеться, если кавалер в «grand rond» (большой круг) держит ее руку за своей спиной или прижимает ее к своей груди.
Кавалер должен вести к ужину ту даму, с которою он танцевал последний танец перед ужином, а после ужина снова отвести ее в бальный зал.
Через несколько дней после бала принято сделать визит хозяйке дома.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007