С прислугой всегда следует обращаться доброжелательно, однако вместе с тем не унижая и собственного достоинства. Старайтесь избегать всякой фамильярности с ними. Не слушайте их разговоров и сами не вступайте в разговоры с прислугой. Только при таком обращении с нею можно сделать ее внимательной и предупредительной к нам и вместе с тем довести до того, чтобы все возлагаемые на нее поручения она исполняла с готовностью и с соблюдением должного порядка. В особенности не должно вступать в спор с прислугой и лучше при частых препирательствах просто отказывать ей от должности без дальнейших неприятностей. Если за какую-либо ошибку или за какое-нибудь упущение ваши слуги заслуживают неодобрения, то нужно делать им выговор спокойным, решительным и достойным тоном. Но если только возможно, никогда не должно делать им упреков в присутствии посторонних людей. За такую доброту и учтивость со стороны хозяев они навсегда останутся благодарны.
О тоне хозяйки дома часто судят по тону ее прислуги, а потому хозяйка должна наблюдать за тем, чтобы прислуга в ее доме была учтива и исполнительна, чтобы она всегда помогала гостям надевать их верхнюю одежду и чтобы всегда была готова отворять двери гостям, когда они приезжают или уезжают.
Слуг должно приучать одеваться ни слишком небрежно, ни слишком богато, не позволять им вмешиваться в разговоры или разговаривать между собой в вашем присутствии или отвечать знаками или в грубом тоне.
Если имеется только одна прислуга, то надобно называть ее но имени. Если же их несколько, то говорить о них с показанием, какую должность каждый из них исправляет, как, например, лакей, повар, кучер и прочие. В отношении к женской прислуге следует говорить кормилица, няня, горничная и гак далее.
Нужно взять себе за правило никогда не называть прислугу уменьшительным именем.
Насколько следует избегать всякого слишком откровенного разговора с прислугой, настолько же должно остерегаться слишком грубого или высокомерного обращения с ней, вместе с тем никогда не позволять себе рассказывать гостям о недостатках или неисправностях своей прислуги.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007