Существуют магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей, где продавцы или консультанты обращаются к постоянным клиентам по именам. Это вполне допустимо. Также этикет разрешает покупателям во время беседы обращаться к продавцу по имени, которое обычно указано на карточке. Если же такой таблички нет, то имя продавца - консультанта можно узнать, спросив об этом его самого.
В том случае если вы посетили тот или иной магазин впервые и никак не можете отыскать зал, где продается нужный вам товар, а консультанта поблизости по каким-либо причинам не оказалось, вежливо попросите помощи у другого покупателя. Если же за помощью обращаются к вам, пусть даже в грубой форме (например: «Эй, послушайте, где здесь можно найти стеллаж с арбузами?»), постарайтесь сохранить спокойствие и, проявив максимум сдержанности, вежливости и деликатности, окажите необходимую помощь.
Покупатели часто обижаются па то, что, впервые оказавшись в большом магазине, они становятся объектом пристального внимания продавцов. Консультант буквально по пятам следует за покупателем, предлагая ему остановить свой выбор то на одном, то на другом товаре. Такое слишком назойливое, по мнению многих клиентов крупных магазинов, поведение продавца не стоит считать проявлением бескультурья или невежественности. Нужно быть снисходительнее — ведь работа продавца и заключается в том, чтобы сопровождать покупателей и помогать им в выборе представленных на витринах и стеллажах товаров.
Поведение в магазине должно быть продиктовано несколькими общими правилами, о которых нужно помнить каждому покупателю при входе в любой магазин, будь то большой супермаркет или маленький продуктовый ларек.
♦ Прежде чем войти в магазин, следует пропустить выходящих.
♦ Если кто-то идет вслед за вами, придержите дверь.
♦ Курить в магазинах, согласно правилам хорошего тона, недопустимо ни мужчинам, ни женщинам.
♦ Нельзя входить в магазин с собаками.
♦ Продукты без специальной упаковки нельзя перебирать и трогать руками.
♦ При скоплении большого числа покупателей у кассы необходимо соблюдать очередь. Если по каким-либо причинам вы не можете стоять в очереди и вам нужно спешить, вежливо попросите окружающих, стоящих перед вами, пропустить вас вперед.
♦ Разглядывать товары из-за плеч стоящих впереди и уж тем более расталкивать других посетителей магазина считается неприличным и недопустимым.
♦ Не следует задавать вопросы продавцу или консультанту, разговаривающему с другим покупателем или пересчитывающему деньги.
♦ Покупки нужно планировать заранее, чтобы не задерживать продавцов и других покупателей, медлительно раздумывая над тем, что купить и сколько. Страдающим забывчивостью можно посоветовать дома составлять список предстоящих покупок.
♦ Обращаться к продавцам следует вежливо и спокойно. Властный и приказной тон в беседе со служащим магазина считается признаком невоспитанности и невежества.
♦ Покупатели должны крайне бережно относиться к товарам, которые они выбирают. Главным образом это касается одежды. Женщинам, намеревающимся примерить понравившееся платье, лучше всего предварительно стереть помаду с губ.
♦ В случае если вы по каким-либо причинам не удовлетворены товаром, предложенным продавцом, и не желаете его приобрести, вежливо откажитесь от покупки, извинитесь за беспокойство и поблагодарите продавца. Не стоит при этом высказывать вслух в присутствии других клиентов магазина негативную оценку того товара, который вам предложил приобрести консультант.
♦ Готовить необходимую сумму денег для оплаты приобретенного товара следует заранее.
♦ Не стоит надолго завладевать вниманием и утомлять продавца Чрезмерно длительным выбором товара.
♦ Пересчитывать сдачу, согласно правилам хорошего тона, невежливо по отношению к продавцу-кассиру.
Помимо правил этикета, которые необходимо выполнять покупателям, посетившим магазин, существуют также и правила хорошего тона, предназначенные для продавцов и служащих магазинов. Стоит заметить, что этикету будущих продавцов обучают в специальных учебных заведениях. Однако общие нормы поведения продавца на рабочем месте нелишне вспомнить и на страницах данного издания. Итак, продавцу необходимо:
♦ вежливо и тактично обращаться со всеми без исключения покупателями, будь то взрослый или ребенок, известный в обществе человек или простой обыватель;
♦ помогать покупателям в выборе товаров;
♦ во время продажи разговаривать только с тем покупателем, которого он обслуживает.
Согласно правилам этикета, продавец не должен:
♦ разговаривать во время обслуживания одного покупателя с другими посетителями;
♦ при обращении к нему покупателя заниматься другими делами (если это неотложное дело, например подсчет денег в кассе, то нужно вежливо попросить клиента подождать несколько минут);
♦ передавать товар через плечо или из-за спины, не глядя при этом на покупателя.
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006