Дитя перенимает и местный диалект, на котором говорят окружающие, оно выучивается говорить с тем акцентом и колоритом, который господствует в языке его города. Таким образом, дети больших городов говорят совершенно иначе, нежели деревенские дети или дети малых городов.
Ребенок говорит обыкновенно сообразно способу выражения своего века, даже своего десятилетия. Дети нашего времени, хотя и говорят по-детски, однако не на языке детства наших предков, но на языке нашего времени, видоизмененном по-детски. Ребенок употребляет обороты речи, обычные в семействе и выражения, в нем употребительные.
В семействах музыкантов маленькие дети говорят о скрипках и фортепиано как о самых обыкновенных инструментах, о Моцарте и Бетховене как о домашних друзьях. У детей химика беспрестанно на языке химические приборы, реакции, процессы и вещества, у детей актера — театральные истории. Одним словом, различные технические термины и иностранные слова, которые часто употребляют близкие люди, обыкновенно слышатся и в разговоре детей.
Дети образованных людей говорят, как образованные. Дети, вырастающие в таких домах, где каждое слово сопровождается для подтверждения ругательством и каждая фраза божбою, божатся и бранятся уже в таком возрасте, когда еще не могут отчетливо выговаривать сложных слов божбы и ругательства.
Итак, язык окружающих лиц имеет решительное влияние на ребенка и составляет его первоначальное образование. Следовательно, не все равно, как н что говорят люди, окружающие ребенка в первые годы его жизни. Если мы говорим с ребенком, подражая ломаному языку детства, копируя его картавость или шепелявость, мы лишаем его естественного нрава совершенствовать свой язык. Мы фиксируем гораздо дольше, чем нужно, на его детском способе выражения и произношения.
Если живому, говорливому ребенку позволять много говорить, он делается болтливым. Если с маленькими детьми говорят языком взрослых, то разговор их вследствие этого делается умен но но летам.
Никакие наставления, заставляющие детей говорить хорошо и чисто, не помогут, если пример учит их противоположному. Учителя положат впоследствии много трудов, чтобы выучить детей чистому произношению.
Природа языка имеет также влияние на количественное и качественное образование органов речи. Влияние это тем больше, чем человек моложе. Оно имеет отношение к толстоте и форме губ, к величине и вырезу рта, к линиям и чертам, его окружающим, к положению зубов и форме челюстей.
Это справедливо но отношению к целым нациям и национальным языкам. У англичан, которые, благодаря своему th чаще и крепче, чем люди, говорящие на других языках, прижимают язык к зубам, чаще, чем у других европейцев, передние зубы идут косо вперед. Актеры и актрисы, которые уже несколько лет служат этому призванию, вследствие частой энергической дикции и вследствие необыкновенно и ненормально резкой артикуляции почти никогда не имеют маленького рта и правильного образования органов речи.
Язык имеет влияние и на внутреннее развитие человека. Говоря на различных языках, люди и думают различно. Мы сохраняем посредством оттенков выражения и оттенки понимания. Привычка логически, последовательно и точно говорить ведет к более строгому мышлению. Если мы хотим овладеть какой-нибудь мыслью, то помогаем себе тем, что рассуждаем вслух, говорим. Всякий может испытать на самом себе, что точный и правильный способ выражения изощряет нашу логику . Неточный, сбивчивый язык ведет к неточности мышления. Обозначая предмет словами, мы знакомимся с ним со многих сторон. После этого нам уже несравненно легче перейти к практическому выполнению какого-нибудь действия, нового трудного пли даже постыдного предприятия. Чем более представляется к этому способов, чем более мы соприкасаемся с предметом, вследствие частого слушания, обсуждения вслух, частого разговора о нем. Это наблюдение, справедливое в отношении взрослого, тем более справедливо в отношении ребенка п потому имеет большое значение для воспитания. Грубый язык, пошлые выражения и разговоры постепенно готовят, даже прямо порождают соответственное им поведение. Человек есть органическое неделимое целое. Ни одна его сторона не может погрешать без того, чтобы все целое не принимало в том участия и вследствие того не повреждалось. Эта истина, перейдя в народное сознание, выразилась в поговорке: "дурные слова развращают добрые нравы".
Различные нации выражают характеристические особенности своего племени в языке, на котором они говорят. Даже сам язык, влияя на их понятия и на образ воззрений, способствует развитию этих особенностей и их прививанию к целому племени.
Дитя, которое в первые годы своей жизни говорит по-французски, начинает смотреть на мир глазами француза, привыкает по-французски мыслить и до известной степени сообразно с этим действовать.
Мы никогда не сделаемся истинными русскими, если будем растить наших детей между английскими или французскими няньками, гувернантками и воспитателями.
Итак, воспитание человека берет свое начало от самой ранней поры его существования, в нем участвуют все влияния, действующие на человека. Вот новое побуждение родителям не предоставлять им принадлежащего права, этой обязанности другим, по крайней мере, худшим, нежели они, людям.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007