Распорядитель должен быть близок к обществу, которым руководит. Он должен уметь распознавать людей, обладать сноровкой, как приступить к известному субъекту, уметь подмечать в нем ту слабую струнку, затронув которую, можно его привести к хорошему, веселому расположению духа. Вот в чем состоит задача, разрешить которую входит в обязанности распорядителя. Если он владеет необходимым к тому умением и навыком, то, конечно, окажется полезным обществу.
В разнообразных фигурах котильона и кадрили заключается также множество случайностей, которые не только производят переполох и путаницу, но и охлаждают танцующее общество. Вследствие этого распорядитель должен обладать большой находчивостью, памятью и сообразительностью. Конечно, его никто строго не осудит, если он иногда сам запутается в предпринятой фигуре, но лучше выйти победителем, чем побежденным, и не давать повода к насмешкам.
Распорядитель должен быть если не музыкантом, то хорошо знать музыку и хоть немного французский язык, на котором ведется вся терминология танцев. Попытка ввести в русском обществе русские названия фигур и эволюций танцев не привели к желаемому результату. Русский язык как-то не очень удобен для замены им французских танцевальных терминов и не имеет свойства точно определять их значение. Для примера возьмем несколько терминов: balancer — качаться. Можно бы было, пожалуй, заменить этот термин словом «встречаться», тем не менее оно не совсем точно; согbeille — корзина; chaine — цепь и тому подобное. Словом, русские слова, несмотря на все богатство нашего языка, не могут дать полного понятия и определить точно самое действие, вызываемое французскими терминами. Не говоря уже о том, что как-то тяжело слышать возгласы распорядителя: «дамы — назад», «кавалеры — вперед» и тому подобное.
На больших общественных балах большое удобство представляет вывешивание на видных местах программы танцев во избежание частых справок о последовательности танцев. А между тем этот аншлаг освобождает распорядителя от лишних переговоров с капельмейстером.
Распорядитель должен знать музыку и понимать всю обременительность продолжительной игры, в особенности для духовых инструментов. Поэтому, если представится случай дирижировать балом, где играет военный хор, входя в положение музыкантов, необходимо стараться делать танцы возможно короче.
Весьма важным условием является соглашение с капельмейстером или дирижером оркестра, чтобы он между каждой фигурой выжидал назначения распорядителя и не начинал фигуры ранее разрешения последнего.
Немаловажно также для распорядителя и то, чтобы он как можно любезнее относился к капельмейстеру, таперу и даже к музыкантам, принимая во внимание, что каждый из них считает себя артистом. Как известно, любому артисту в большей или меньшей степени присуще самолюбие.
Первые моменты бала обыкновенно как-то скучны, вялы, неоживленны. Поэтому признано самым удобным начинать его легким танцем. Вот почему балы по преимуществу открываются вальсом. В немногих, исключительных случаях бал открывается полонезом, что бывает на купеческих свадьбах, где после новобрачных в танце идут отец жениха и мать новобрачной, на серебряных свадьбах, когда в первой паре идут посеребренные; и на детских балах, где при присущей детям застенчивости и замкнутости всего удобнее начинать польским, потому что, во-первых, прогулка эта им понятна и, во-вторых, все они без различия возраста могут участвовать в общем шествии, во время полонеза войти в общую группу танцев.
Начав бал вальсом, распорядитель не должен увлекаться танцем, а после одного или двух туров становится на середину залы и тем предупреждает могущие встретиться столкновения. В польке, которая танцуется в разные стороны и по разным направлениям, предостережение пар от столкновений еще более необходимо.
При случаях падения нары в "обязанности распорядителя входит немедленно помочь подняться упавшим и упросить, если возможно, продолжать танец. Этим упавший или уронивший даму кавалер "несколько заглаживает и свою неловкость, да и произведенное его падением неприятное впечатление на общество забывается скорее.
Обязанность распорядителя восстановить такт танца в тех случаях, если танцующие начнут невовремя. Такое восстановление надо делать крайне осторожно, как бы между прочим, чтобы не смутить танцующих.
Распорядитель должен быть в хорошем расположении духа, по крайней мере таким казаться, потому что он-то и сообщает ту веселость и жизнь, которые поддерживают танцы. Его беспечная веселость, изящная любезность, остроумие заражают общество и дают характер всему балу.
Разнообразие и выбор фигур должны быть очень толковыми, причем навык распорядителя есть первое и главное условие.
Взявшись за распоряжение балом или семейно-танцевальным вечером, кавалер должен прежде всего обратить внимание на число танцующих и вместимость зала, где танцуют. Он размещает танцующие пары так, чтобы они могли свободно двигаться. Он должен громко вызывать начало каждой фигуры и каким-либо знаком предупреждать торопливых. Распорядитель также обязан успевать сообщать танцующим, с которой стороны начинают кавалеры и дамы в известной фигуре или откуда начинает первая пара.
На свадьбах каждую фигуру начинает новобрачная; в семейных кружках хозяйка дома, если она участвует, или ее дочь и тому подобное.
Если при большом стечении публики танцующие пары поставлены в несколько колонн, то распорядитель должен информировать о порядке фигур танца каждую колонну отдельно. Распорядитель избирает себе в колонне крайнее место, по большей части ближе к оркестру, потому что нередко встречается надобность переговорить с капельмейстером или просить тапера ускорить или замедлить темп и так далее.
Кадриль как танец превосходно составлен, и потому нет никакой нужды прибегать к различным вставным эволюциям, что часто делают некоторые распорядители.
Предположим, что кавалер-распорядитель явился на бал с большим запасом старых и новых, только что придуманных им фигур и желает поделиться ими с участвующими. Но в состоянии ли он добиться цели?
Он должен, с одной стороны, каждую фигуру объяснить, показать, исправить встретившиеся ошибки, а с другой — помнить, что бал не урок и он не вправе требовать от участвующих ни особенно напряженного внимания, ни ученической точности исполнения.
Следовательно, кавалер-распорядитель должен предвидеть все подобного рода неудобства и потому не должен задаваться особенным фокусничеством в воспроизведении фигур. Ему следует стараться составлять их так, чтобы каждое слово его, сказанное танцующим, было понятно всем и по возможности точно определяло или выражало его желание. Не вычурность изобретений распорядителя нужна обществу, а разнообразие и удобное, легко применимое расположение фигур.
Опытный распорядитель, являясь на бал, сразу видит, как следует ему взяться за дело. Из последовательного применения различных фигур в кадрили он составляет себе план ведения мазурки или котильона. Чтобы определить, например, число участвующих пар в мазурке, которые размещаются произвольно, надо обязательно сделать общий круг и постараться сосчитать число участвующих пар, чтобы удобнее распланировать ведение мазурки. В кадрили, соображаясь с числом танцующих, следует ставить их в одну, две и более колонн. Иногда, при небольшом обществе, ставить в каре или квадратом. При такой расстановке пар кадриль танцуется поочередно без остановки, прежде первыми двумя линиями, потом вторыми, по назначению распорядителя.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007