Мнение это столько же ложно, сколько и вредно для общественной нравственности и народного благосостояния. В силу превосходных законов, сохраняющих гармонию в природе, невозможно допустить, чтобы пороки одного класса могли улучшать положение другого. Не пороками, а добродетелями люди могут и должны помогать друг другу.
Капитал доставляет доход только тем, кто возбуждает труд. Действовать капиталом значит доставлять рабочим занятие, которое, если не случится особенных бедствий, возобновляется вечно. Напротив, все, что тратится на излишества и чрезмерные удовольствия, черпается из запасов общества, потребляется без возврата и исчезает так, как будто этот капитал брошен в море. Когда частный человек употребит 100 000 рублей на угощение своих приятелей обедом, на другой день утром этот человек будет на 100 000 рублей беднее. Поставщики его обогатились весьма мало, самой ничтожной дробью всей той суммы, которую они сами заплатили за товар.
Но если богач отдал эти 100 000 рублей умному фабриканту для увеличения дел фабрики, тогда эти деньги превратятся в капитал, фабрикант потратит их на покупку сырья и на выплаты рабочим. Эти 100 000 рублей вернутся к фабриканту скоро и притом с избытком и барышом. Он пустит эти деньги в ход во второй, в третий раз и более. Каждый раз они вернутся к нему с прибылью. Если он бережет этот излишек, то составит новый капитал. Это и есть сила, которой он располагает вечно для поддержания питания труда. Это своего рода вечное движение, которое дает работу множеству людей, число которых беспрестанно увеличивается, если какие-нибудь неожиданные или неотвратимые бедствия не уничтожат капитала.
Пусть уверяют, что роскошь дает движение и деятельность торговым делам и таким образом обогащает общество. В этом нет ни слова правды.
Если 10 000 рублей употреблены на содержание лошадей и конюхов, после потребления службы этих лошадей и конюхов не останется ровно ничего.
Но если 10 000 рублей употреблены на полезную работу, например, на осушение земли, они не только прокормят рабочих и их семьи, но и дадут еще прибыль. Стало быть, богатство возрастет. Оно послужит и хозяину капитала, и государству.
В том и другом случае деньги были пущены в оборот.
Но какие непохожие между собою последствия!
Роскошь не только не придает движения и деятельности торговым делам, но даже стесняет их, потому что уничтожает капитал (труд, орудия труда) безвозвратно и как следствие их производительную силу.
Также несправедливо мнение, что роскошь, увеличивая потребности, увеличивает и рвение к труду. Нет, она умножает. только жадность к богатству, и при этой жадности люди пускаются на всякую, даже нечистую наживу. Появляются картежники, кутилы, расхитители кредитов, банков н общественных сумм — словом, люди, вредные народной нравственности. Они бесполезны обществу. Они представляют собой большое зло. Увы, на одном лишь внешнем примере их влияние не заканчивается. Они вредны потому, что являются соблазном для окружающих. Газетчики с упоением расписывают роскошь, в которой они проводят жизнь. Журналы полны цветных рисунков интерьеров их ломящихся от богатства домов и вилл. Видя жизнь миллионера, хищника, разбогатевшего в несколько лет, не всякий человек устоит против искушения идти по дороге, которая ведет не к чести, но к деньгам, часто полученным неправедным путем.
Множество уголовных дел ясно доказывает, что роскошь развивается свободно и широко только у тех, кто наживается без труда, например, у бесчестных поставщиков, расхитителей государственных денег, мошенников, преступников и воров. Они добывают средства на шикарную жизнь нечестным путем.
Роскошь всегда надменна и сопровождается оскорбительным отношением к ближним.
Нравственность порицает неумеренные личные издержки, потому что они всегда показывают грубый эгоизм и глупое тщеславие.
Политическая экономия тоже порицает их, потому что они истощают общество и служат первым зародышем нищеты.
Когда человек тратит более того, что производит его труд, то скоро становится бедняком. Безрассудная расточительность не может быть правом на славу в обществе, где труд признан делом полезным.
Там, где немногие потребляют много, даже законные средства приобретения оказываются недостаточными для преувеличенных потребностей, а огромное число жителей подвергается тяжким лишениям.
В Соединенных Штатах Америки, где равенства более, чем в Европе, средний уровень потребления гораздо выше, чем в Европе. В Америке больше семей, живущих безбедно, зато там Гораздо меньше роскоши и нищеты.
«Люди, — говорит Жан-Батист Сей, — которые стараются распространять страсть к роскоши, на самом деле злоумышленники против счастья народов».
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007