В старину у нас на Руси «свадебные чины» были следующие:
1. «Старший боярин», или «тысячник». Это был первый свадебный чин. Он выбирался непременно из женатых мужчин и должен был отлично знать все свадебные обычаи и порядки.
Не менее важным считалось и то, чтобы «старший боярин», или «тысячник», был человек веселого нрава, краснобай и балагур, умеющий оживить и занять все общество. Он был главный распорядитель всей свадебной церемонии, и на нем лежали различные обязанности относительно молодых, например, «сторожение» их и тому подобное.
2. «Подружек», или «третьяк», был главным помощником «старшего боярина».
3. Дружка — второй свадебный чин. У греков дружкой называлось особенное лицо, бывшее главным распорядителем на свадьбе. У римлян дружками назывались три мальчика, от живых родителей. Роль этих мальчиков на свадьбе состояла в том, что они провожали новобрачную в дом ее мужа; один дружка шел впереди с факелом, а два шли по обе стороны невесты и поддерживали ее под руки. У нас на старинных свадьбах было двое дружек, один у жениха и один у невесты. Они сопровождали жениха и невесту в церковь и обратно домой, участвовали во всех свадебных церемониях, отводили молодых в сенник, наделяли гостей подарками и так далее. Со временем число дружек на свадьбах увеличилось, и их начали выбирать но нескольку и для жениха, и для невесты.
В простом народе на свадьбах дружки сохранились до сих пор, а в Сибири дружка — самое почетное лицо на свадьбе.
4. Звание «шафер» заимствовано нами от немцев и по той роли, которую исполняет шафер на теперешних свадьбах, он соответствует прежнему «старшему боярину» или тому, что и теперь в простом народе называется «старшим дружкой».
Впрочем, название «шафер» теперь употребляется во многих губерниях и у простого народа, а дружка, который ему помогает, называется «подшаферник».
5. Посаженый отец и посаженая мать в старину, как и теперь, заменяют на свадьбе жениху и невесте их родителей, поэтому новобрачные называются «детьми» посаженого отца и посаженой матери.
Кроме этих «чинов» в свадебных церемониях участвовали еще и другие лица, как, например, сваты и тому подобные.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007