Никогда не играйте длинных или очень трудных пьес в обществе.
Старайтесь выбирать пьесы или романсы со вкусом, чтобы они были своевременны и уместны.
Не выбирайте бравурных арий, которые поют знаменитые артисты. Любительское исполнение сравнительно с ними почти наверное проиграет. Старинная баллада, народная песенка или хорошенькая каватина всегда всем понравятся и выставят ваш голос в выгодном свете.
Если вы искусная музыкантша или превосходная певица, не выставляйте свои преимущества напоказ.
Пойте или играйте, когда вас просят, но не занимайте фортепиано слишком долго и никогда не высказывайте своего мнения о музыке диктаторским тоном.
Не критикуйте инструмента в чужом доме. Если даже он плох или недостаточен для вашей пьесы, старайтесь настроиться как можете, но не позволяйте себе ни малейшего осуждения.
Не хвалите пения других покровительственным гоном, как будто ваше доброе мнение было честью.
Если в обществе вам придется петь дуэт с незнакомым, поющим плохо, не выказывайте нетерпения. Старайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы пьеса шла гладко, и вы всегда больше выиграете в общественном мнении, чем какими-нибудь проявлениями неудовольствия.
Сонаты Бетховена и другие длинные произведения классических маэстро можно исполнять только в кругу музыкантов-любителей.
Молодые особы должны приучиться играть «а livre ouvert», так как очень приятно, когда в обществе есть особы, которые могут сыграть или аккомпанемент для романса или какой-нибудь танец.
Крайне неприлично громко разговаривать в то время, когда кто-нибудь поет и окружающие слушают его.
Играя в карты, лишь только услышите пение или музыку, оставьте вашу игру и идите слушать.
Аплодируйте без энтузиазма, так как излишнее хлопание приятно только записным артистам и допускается в театрах, а не дома или в гостях.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007