С чего начать собираясь в путь? Прежде всего еще за несколько недель до поездки следует подумать о приобретении билета, чтобы не метаться в последний день по вокзалу от кассы к кассе. Вещи нужно тоже собирать заранее, продуманно, а не в последние минуты, чтобы не оказаться потом без мыла, зубной щетки, свежей рубашки и полотенца. Позаботиться и о том, чтобы не смутить спутников в купе неопрятным видом своих ботинок, брюк, мятой сорочки, плаща и т. д.
На вокзал лучше приходить за 15—20 минут до отхода поезда. Билет предъявляете сразу, а не устраиваете лихорадочные поиски его по всем карманам и сумкам.
Обнаружив свое купе уже занятым вашими будущими спутниками, здороваемся первыми и называем номер своего места. Если в купе находится кто-то из провожающих, оставляем свой багаж и стараемся не мешать людям проститься. Можно выйти в коридор, тамбур, на платформу, если до отхода поезда еще есть время.
Если ваши спутники люди преклонного возраста или женщины, помогите разместить на полках их багаж, а с наступлением вечера достаньте им с верхних полок, уложенные там матрацы. Не дожидаясь просьб уступите им ваше нижнее место.
Нет необходимости представляться своим соседям по купе, однако такие обращения, как «Вы разрешите?», «Вы позволите?» — обязательны для культурных и воспитанных людей. Так обращаетесь к присутствующим, когда хотим проветрить помещение, погасить свет, включить радио и т. д.
Не злоупотребляйте правом на нижнюю полку, даже если оно формально закреплено билетом. Гражданин, едущий над вами, не может все время поезди провести на «втором этаже» (пролежать целые сутки в таком состоянии может далеко не каждый, а поесть там можно лишь после специальной тренировки). Нижние полки купе в дневное время, как правило, служат всем пассажирам. То же самое нужно сказать и о ящиках для багажа, находящиеся под этими полками.
Необходимо помнить, что в вагоне поезда, каюте теплохода, салоне самолета нет строго установленных территориальных границ, а следовательно, притязания на исключительное право использования столика в купе, ящика для вещей и т. п. не обоснованы.
Когда приходит время ложиться спать, мужчины предупредительно выходят из купе, позволяя женщинам подготовиться ко сну первыми, и не ставят их в неловкое положение утром, оживленно беседуя о последних новостях, когда пора уже вставать.
Не занимаем надолго туалет, реагируем на беспокойство пассажиров, которым тоже хотелось бы по крайней мере вымыть руки.
Не разгуливайте по вагону в спортивном костюме, домашнем халате или в пижаме, будто это ваш лучший парадный мундир.
Находясь в коридоре, учтите, что он узкий, не мешайте проходу пассажиров. Если кто-то загородил вам путь, извинитесь и попросите разрешения пройти.
Не надоедаем своим спутникам непрерывными замечаниями по поводу холода, духоты или жары в вагоне. Проявите немного выдержки.
Если ваш спутник показывает своим видом, что не расположен к беседе, не будьте назойливы. И не обижайтесь на него: может, человек плохо себя чувствует или у него неприятности, плохое настроение — да мало ли какие могут быть причины?
Безудержная болтливость — признак плохого воспитания. Иной человек, кажется, только и ждал момента, когда его попутчики окажутся в замкнутом пространстве купе для того, чтобы незамедлительно приступить к обстоятельному рассказу о своем семейном положении, болезнях родственников, успехах в учебе детей и т. д. Ему и невдомек, что людям, с которыми он через несколько часов расстанется навсегда, неинтересны и скучны подробности его личной жизни. Если беседа с ним становится для вас утомительной, деликатно извинитесь и выйдите ненадолго в коридор или тамбур.
Бывает, в купе едут двое знакомых. Разумеется, они вправе обсуждать какие-то свои дела. Но они не должны игнорировать и остальных, как-то принимать участие и в общей беседе.
Если случай или необходимость заставили вас воспользоваться электричкой не забываем несколько правил: не занимаем, ворвавшись в вагон первыми, несколько скамеек сразу для своих друзей, которые должны подойти позднее; не стесняемся уступить место женщине или старику, даже если стоять придется долго; не толпимся у входа, в тамбуре, мешая проходить другим пассажирам; не возмущаемся капризами детей, уставших от дороги, и не делаем замечаний их родителям; не вскакиваем ежеминутно и не бродим по вагону; не вмешиваемся в разговор посторонних людей, а особенно если вас на такой разговор провоцируют.
В салоне самолета не кричим от восторга и удивления на взлете и страха, когда вдруг «захватит дух». Не занимаем чужого места, потому что там можно смотреть в иллюминатор. Не рассказываем соседям «страшных» историй о воздушных авариях и катастрофах, ежеминутно спрашивая борт-проводника не «заглох» ли двигатель. Не бахвалимся безрассудной отвагой, отказываясь пристегнуться ремнем при взлете и посадке. Не стесняемся воспользоваться гигиеническим пакетом, если вам вдруг сделается плохо, и отдать его борт-проводнику — в противном случае могут быть большие неприятности и для вас, и для окружающих. Не забываем при выходе из самолета поблагодарить стюардессу за заботу о вас, проявленную в полете.
Морские традиции также требуют от пассажиров выполнения ряда несложных правил: оказавшись спутниками в одной каюте, вы должны представиться друг другу. Обычай этот берет свое начало, видимо, еще со времен парусного флота, когда морские путешествия длились несколько недель, а иногда и месяцев. Пассажиров первого класса традиции обязывают появляться в ресторане к ужину в вечерних платьях и костюмах. Не принято на судне называть прогулочную палубу «верандой», трап «лестницей», шлюпку «лодкой», каюту «номером», а палубы «этажами».
Находясь на борту судна, всегда помним, что первым лицом на нем является капитан, полностью отвечающий за безопасность плавания и сохранность жизни пассажиров и команды. Поэтому слово капитана — закон для всех.
В конце пути достаточно обменяться общим поклоном, сказать: «До свиданья!» — и разойтись.
Источник: «Краткий справочник по этикету». Общество «Знание» Украины, 1992