Психическая деятельность человека начинается с первых дней его жизни, составляет самую раннюю эпоху, отличающуюся самым богатым, самым быстрым развитием. Действие внешних влияний на ребенка и отношения последнего к внешнему миру должны начинаться с самой первой поры жизни. Из этого следует, что действие влияний, направленных извне на ребенка, также, как и противодействие последнего, требуют нашего внимания и надлежащего направления также с самой ранней поры его жизни. Однако на деле бывает не то, так как в обществе распространено мнение, будто в отношении самых маленьких детей не может быть речи о психической деятельности и, следовательно, о психическом воспитании.
Между тем известно, что от недостатка умственных упражнений способности ребенка остаются неразвитыми. Излишние же возбуждения ума могут развить их необыкновенно рано и чрезмерно.
С каждым из нас бывает, что непонятные в детстве слова, телодвижения или какие-нибудь случаи, залегая с самых юных лет в нашу душу, потом забываются, как сон. Проходят целые годы, и события, с которыми они связаны, выясняются, делаются нам понятными. Тогда вдруг пробуждаются старые воспоминания и предстают перед нами со всей своей неизменностью и в истинном своем значении. Обыкновенно мы замечаем, что эти слова и телодвижения именно потому привлекли внимание дитяти, что, хотя у него собственно и нет ясного разумения, однако от его острой наблюдательности, от пробуждающегося в нем ума не могло ускользнуть, что туг что-то кроется. Из этого следует, что впечатления, получаемые нами в детстве, вовсе не теряются из нашей души даже тогда, когда они не были понятны и остались без прямого последствия.
Для ребенка отнюдь не все равно, что совершается с ним самим и вокруг него. Долг родителей, воспитателей и всех тех, кто окружает дитя, никогда не смотреть на него в самом юном возрасте как на существо, ничего не замечающее, ничего не ощущающее и совершенно не мыслящее. С самого начала надо уважать в нем будущую личность. Из любви и уважения к нему необходимо удалять его от контактов со всяким грубым, низким и безнравственным человеком, не оставляя его расти среди примеров гнева, споров, ссор, ругательств, злобы и пьянства.
К сожалению, во многих семьях, принадлежащих к лучшему обществу, равно как и в среднем классе, детей сдают на руки прислуге и отсылают их в детскую, отводимую по возможности в самых задних частях дома или на втором, а то и на третьем этаже.
Родители ищут эгоистического покоя, а дети предоставлены прислуге и часто проводят целые дни в их нечистых каморках. Прислуга сплошь и рядом не только не радеет о детях, но и, как показывают сотни примеров, вредит им, наполняя их воображение глупыми и вредными ужасами, делая их свидетелями непристойных разговоров, отвратительных поступков, пошлых шуток, разного рода обманов и лжи. Это рассадники нечестия, бесстыдства и очень рано пробуждающихся страстей, неправды и суеверия. С другой стороны, это, как правило, те самые места, где дети из-за недосмотра вывихивают или ломают руки и ноги, где они лишаются глаз или подвергаются другим подобным увечиям на всю жизнь. Между тем нужно тщательно оберегать дитя и весьма осмотрительно поступать с ним в те начальные месяцы и годы, когда полагается основание всему, что впоследствии должно образоваться в человека. Иначе все дальнейшее развитие может быть в самом зародыше убито или навсегда повреждено. Неоскверненный взгляд и непорочный слух должны везде встречать только кроткие и полные любовью души, только бодрый и веселый нрав. Долг родителей, долг высокий и священный — не жертвовать первыми попечениями о теле и душе рожденного ими дитяти ни собственному удовольствию, ни даже своим общественным обязанностями. Истинное назначение матери — бодрствовать над телесным и душевным благосостоянием своего дитяти.
Любовь матери должна оберегать дитя, должна отстранять от него все, что вредно и дурно, и наполнять его душу всем, что в ней есть самого здравого и самого благородного.
Точно также слишком частое занятие ребенком, частый разговор с ним, частое обращение к нему, частое требование, чтобы он показывал свои маленькие таланты, вредны ему, вредны тем более, чем он живее от природы. Между тем для флегматических, неразвитых детей все это будет целебным средством.
Ребенком не должно заниматься большое число лиц, как это бывает часто там, где в семье только одно дитя. Все устремляются к нему, все хотят с ним играть, говорить, обратить на себя его внимание.
Но куда лучше, если только одна особа ухаживает за ребенком, кормит и развлекает его. Плохо, если шумное обращение, частая смена говорящих лиц и голосов слишком возбуждают чувства ребенка и вызывают беспорядочную работу мозга.
Занятия играми дома или на вольном воздухе должно рекомендовать уже с двух-четырех лет. Они много полезнее, чем попытки принуждать детей в этом возрасте к умственным Занятиям. Прежде всего ребенку необходимо давать свободу бегать, играть на дворе, в саду и поле, строить и ломать песочные дома, ловить бабочек, кататься с ледяных горок. Дети стремятся двигаться, играть, бегать. Очень вредно заключать детей в слишком тесные границы. Конечно, в больших городах часто недостает места для подвижных игр и обстоятельства не способствуют должному физическому и психическому развитию ребенка. И все же слишком часто безрассудные методы воспитания, ложная любовь к порядку, преждевременные попытки образования, суровый эгоизм и равнодушный комфорт заключают бедных малюток в эти границы во всяком месте.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007