Если в фигуре предмета главное место принадлежит переменяющимся между собой под разными углами прямым линиям, то самый предмет представляется угловатым. Если же первое место занимают кривые линии, круги, овалы и прочее, то предмет является сферическим, то есть шаровидным, яйцеобразным. В архитектуре, например, известно, что две колонны совершенно одинаковой величины будут казаться на взгляд не равными, если одна из них оставлена гладкой, а на другой сделаны в разных местах поперечные перехваты. Последняя будет с виду приземиста, хотя на самом деле колонны окажутся равными, если мерить их не на глазомер, а на аршин. Из всего этого следует, что преобладание тех или других линий может изменить впечатление, производимое на наш глаз тем или другим рисунком или предметом, благодаря так называемому оптическому обману. Из двух людей совершенно одного роста нам представляется выше тот, который худощавее, или из двух одинаковой высоты ваз кажется выше та, которая не имеет выступов в ширину.
Переходя затем к вопросу о цвете предметов, мы считаем не лишним предупредить, что мы потому только решились вдаться во все эти отвлеченности. что излагаемые нами простые оптические законы имеют применение не только к выбору обоев, но и ко всей без исключения обстановке квартиры — мебели, сервировке, украшениям.
Смотря на дневной свет сквозь граненую стеклянную призму, мы видим, что, преломляясь в стекле, дневной свет распадается на так называемые радужные цвета. Этих цветов шесть: желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, зеленый и голубой. Из этих шести цветов три называются основными: желтый, красный, голубой. Другие же составляются из смеси каких-нибудь двух основных: например, оранжевый есть смесь красного и желтого, зеленый — голубого и желтого, фиолетовый — красного и голубого. Поэтому последние смешанные цвета называются дополнительными к какому-нибудь из основных. Например, фиолетовый цвет есть дополнительный к желтому, потому что в них обоих, взятых вместе, имеются все три основные цвета: желтый, красный и голубой. Действительно, сочетания вместе какого-нибудь основного цвета с его дополнительным имеют замечательную оптическую особенность, которая в нашем вопросе играет чрезвычайно важное значение. Если мы поставим рядом зеленый и красный или же желтый и фиолетовый цвет в очень различных пропорциях, оттеним большой кусок красной материи зеленой тесьмой, то оба цвета выигрывают и идут друг к другу. А если мы возьмем их в одинаковой или почти одинаковой пропорции, то впечатление получится неприятное: цвета примут серый, грязный оттенок, и оба потеряют от сопоставления. То же самое будет при смешении синего с оранжевым, фиолетового с желтым.
Естественно теперь спросить: какую практическую пользу можем мы извлечь из знакомства с этими оптическими законами в выборе, например, обоев для комнат? Мы увидим сейчас, что практический результат окажется немедленным и совершенно удовлетворительным.
Зная свойства различных линий рисунка, мы не выберем для низенькой комнаты обоев с широкими букетами или с рисунком, в котором преобладают поперечные линии, например, горизонтальные полосы, потому что тогда наша комната будет казаться еще ниже, чем она в действительности. С другой стороны, если в нашей гостиной мебель обита красным бархатом, мы не оклеим комнату сплошными зелеными обоями, а выберем такие, которые лишь кое-где имеют зеленые цветочки, или же возьмем совсем белые или темные обои. Этими примерами, конечно, не исчерпывается и сотая доля случаев, где знание указанных нами законов вкуса может помочь в выборе обоев для комнат. Положим, что мы желаем выставить в особенно выгодном свете золоченые рамы наших картин. Мы можем достичь этого, делая им фон из обоев, в которых преобладает фиолетовый цвет.
Если наша комната получает недостаточно света извне, мы можем в некоторой степени помочь этому горю, оклеивая ее белыми или светлоокрашенными обоями. Но мы не сделаем того же в светлой комнате, если хотим обратить внимание гостей на находящиеся на столе украшения. В этом случае нам нужно не обилие рассеянного но всей комнате света, но его сосредоточение на предметах, которые должны привлечь красками, будут иметь гораздо лучший вид (или фон), даваемый им обоями, не слишком светлый и яркий. На этом же основании цвет лица гостей, сидящих за веселым, вечерним пиром, будет казаться гораздо свежее и красивее, если столовая оклеена темными обоями, чем в том случае, когда обои белые или светло-желтые.
К сказанному остается еще прибавить несколько замечаний о характере встречающихся на обоях изображений.
Новейшая наука об изящном, эстетика, выработала правило, что ни одно искусство не должно изображать того, что может быть легче и лучше достигнуто другим искусством. Изображение ландшафтов, человеческих фигур и животных на обоях, не имея возможности сравниваться с этого рода изображениями на картинах, производит неприятное впечатление, поэтому таких обоев почти не делают более, и они встречаются разве только на стенах трактирных залов средней руки.
Даже изображения настоящих цветов избегают на обоях, и если вообще допускаются обои с цветами и фигурами животных, то, чтобы не шокировать вкуса, эти цветы и фигуры должны быть фантастические, а не жалкие копии с действительно существующих предметов.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007