Делать так, как никто, пробовать, не боясь ошибиться, узнавать непознанное, принимать необъяснимое. Мыслить творчески - это уметь забыть о том, что существует невозможное. Этим искусством потрясающе владел Леонардо. Физик и натуралист Фритьоф Капра изучил около 6000 страниц заметок и 100000 набросков да Винчи, чтобы увидеть мир глазами гения. Какая именно черта его характера сыграла решающую роль в появлении удивительных открытий и нетленных шедевров? Свои выводы Капра представил в книге «Наука Леонардо».
Возьмите немного букв и цифр
Склоны Монтальбано близ Флоренции уже были покрыты легким пухом свежей зелени, когда у крестьянки Катарины родился сын. Случилось это 15 апреля 1452 года. Пьеро, любвеобильный состоятельный нотариус, младенца признал. Но поскольку тот появился не в законном браке, отправил новорожденного Леонардо в деревню, на молоко и чистый воздух. Там, под присмотром бабушки, он учился считать овец и рисовать облака.
Отец попытался принять участие в судьбе юного дарования, однако в те времена Леонардо, как незаконнорожденному, вход в университет был заказан. Оставалась лишь карьера художника: не самая уважаемая, но вполне возможная. Uomo senza lettere - называл себе потом да Винчи - человек невежественный. Он не знал латыни, языка научных трактатов, не владел правилами философских диспутов. Но считать ли недостатком пробел в образовании? Получается, что будущего гения не ограничивали «шоры предубежденности» и рамки доступных знаний того времени. Он учился у природы: наблюдал, анализировал, и нередко выводы Леонардо шли вразрез с принятым мнением.
«Конечно, я прекрасно понимаю, что любой надутый пузырь имеет право попрекнуть меня незнанием латыни и греческого. Они свято верят, что именно поэтому от меня не дождешься ничего толкового. Но ведь мои выводы - это не теория, а опыт, который гораздо ценнее слов. И часто он-то и остается тайной для тех, кто научился витиевато выражаться».
Седовласый старец, сурово глядящий на наше поколение через столетия, - таким мы представляем себе Леонардо да Винчи. Автопортрет ученого остановил время и не дает возможности представить, каким был этот человек в юности, в зрелые годы. Чем дни гения отличались от дней простого смертного? Вся ли его жизнь была в науке? Да разве ж была бы это жизнь! Записи тех лет свидетельствуют, что гениальный да Винчи обожал... шумные компании, был гостеприимным хозяином и заводилой. Под крышей его дома собирались люди разного статуса и финансового достатка. Своих гостей художник развлекал игрой на лире и удивлял забавными фокусами, не раскрывая секретов волшебства.
Леонардо обожал животных, восхищался грацией лошадей и независимостью птиц. Уже будучи известным живописцем, он навещал ярмарки, где скупал пернатых лишь для того, чтобы выпустить их из клеток. Так что неудивительно, что при всей своей любви к братьям меньшим ученый был вегетарианцем. А в эпоху Ренессанса такая позиция оценивалась в лучшем случае как чудачество. Да Винчи был убежден, что животные способны испытывать боль, потому что они, как люди, дышат и двигаются, в отличие от растений.
Добавьте щепотку любопытства
Ученый не стеснял себя условностями ни в личной жизни, ни в творческом процессе. Работало основное правило: наблюдай и запоминай. Когда нужно было написать портрет, Леонардо мог пригласить в свой дом бедного крестьянина, накормить его, дать отдохнуть да еще развлечь веселыми историями. Все ради того, чтобы увидеть, какие эмоции отражаются на лице у человека, как меняется фактура кожи, играют тени на морщинах. А затем «отпечатывал» подмеченное на полотне. Да Винчи был левшой, но с красками обе руки работали на равных.
Художника завораживали лица необычные, гротескные. Если он находил предмет своего вдохновения, то мог преследовать его днями, чтобы выбить разрешение написать ту или иную черту поразившего образа. Леонардо был убежден, что дух и тело связаны неразрывно. И наши движения, жесты, изменения тела с возрастом - есть не что иное, как отражение духа. Да Винчи стал первым живописцем, который ловил модель в движении, передавая на холст жизнь, а не замершую натуру.
У креативности свои правила
1. Рассматривайте проблему с разных точек зрения.
Проще говоря, решение может прийти, откуда меньше всего ожидается. Разобрав уже сложенную кем-то однажды картинку на разные кусочки, из частей пазла легко создать совершенно новое полотно.
2. Пробуйте визуализировать.
Представляйте все возможные варианты, даже самые безумные. Нежизнеспособные потом сами отойдут, но здравое зерно останется.
3. Наблюдайте и анализируйте.
Поистине гениальные идеи и простые решения часто лежат«под носом». А мы, как доктор Ватсон, тысячи раз проходим по одной и той же лестнице, не зная, сколько в ней ступеней. Героиня фильма «Деловая женщина» (Working Girl, 1988 г.) вырезала из газет заметки об изменениях в жизни звезд. И однажды информация, которая прошла на страницах СМИ лишь строчкой, помогла ей изменить не только свою карьеру, но и отношение к самой себе.
4. Не останавливайтесь на достигнутом.
Продуктивность отличает творческую натуру от обывателя. Самые значительные открытия появлялись после сотни небольших шагов. Яблоко, подтолкнувшее к объяснению силы земного притяжения, упало не просто на голову Ньютона, а фактически на подготовленную к решению почву. Креативность выражается не только в удачном и всем заметном ходе, а в умении договориться с музой творить по расписанию.
5. Создавайте оригинальные формы: смешивайте уже существующие ради появления новых.
Соединяя известные варианты в разных комбинациях, можно получить потрясающе свежие идеи. Не стоит опасаться несочетаемого. Например, именно благодаря таким попыткам рождаются шедевры молекулярной кулинарии и развиваются направления современного дизайна интерьеров.
6. Ищите связь между, на первый взгляд, абсолютно разными вещами или событиями.
Сравнивая, как изменяется музыка на расстоянии с кругами на водной глади, Леонардо пришел к выводу, что звук -это те же волновые колебания.
7. Старайтесь узнать больше. И если уж совершаете ошибки, извлекайте из них самое ценное - опыт.
Лучший результат дают прикладные опыты с надежной теоретической базой. Чужие достижения могут стать тем фундаментом, на котором идеально будет смотреться ваша надстройка. Зачем изобретать велосипед, если можно к готовому двухколесному добавить суперлегкую раму и десяток новых передач? Как ни банально это звучит, но учиться никогда не поздно.
Приправьте идеями по вкусу
Продуктивность. Вот еще одна характеристика, которая отличает гений Леонардо от любого художника того времени. Он верил, что в рисунках отражается реальность. Поэтому его картины стоит рассматривать не просто как произведения искусства. Это результат научного анализа. Тысячи набросков человеческого тела, мускулатуры ног, рук, костей и связок легли в основу анатомических атласов. Зарисовывая их, он не уплывал в свои фантазии, точно и скрупулезно отражая все детали.
Сколько раз мы проходили сквозь автоматические двери банка, супермаркета или лифта, не замечая их и уж тем более не задумываясь о том, кто стоит за этими изобретениями. Леонардо да Винчи разработал первый план автоматической двери на противовесах. Его авторству принадлежит и идея настольной лампы с регулируемой мощностью освещения. Пресс для оливкового масла, вертел, вращающийся быстрее или медленнее в зависимости от силы пламени, движущаяся театральная сцена - это лишь малая толика бытовых идей, которые до сих пор улучшают нашу жизнь.
Смешайте сладкое с соленым
Новое появляется там, где надежно пустило корни старое. Из уже существующих форм создается что-то свежее и оригинальное. Изучая принципы функционирования пищеварительной системы нашего организма, Леонардо разработал для короля Франции план города.
По нему каналы наполняли водой не только фонтаны, они использовались и для общего водоснабжения, и как транспортные развязки, очищая улицы от загрязнения. Проект возродился в 1980 году, когда ВОЗ представила программу «Города здоровья». Ее идеи внедрены уже по всему миру, тысячи людей занимаются этим проектом, но мало кто догадывается, что его автор жил пятьсот лет назад.
Находить сходство между, казалось бы, совершенно разными вещами - еще один ключик к развитию творческой мысли. Леонардо проводил ночи за исследованием человеческого тела. Принцип соединения суставов лег в основу подвижных деталей военной машины, спроектированной ученым.
Он любил фантазировать, мечтать, не отказывался от безумных, на первый взгляд, затей. И делал выводы из ошибок. Самой большой своей ошибкой Леонардо да Винчи считал недостаток образования. И охотно ее исправлял. Изучая латинскую грамматику... пополнил мертвый язык новыми терминами. Позже вынес их в отдельное сочинение «Моя книга слов». Личная библиотека ученого насчитывала 116 книг, что для эпохи Ренессанса немыслимое количество.
Мы уже привыкли считать любой рисунок, любую мысль Леонардо гениальной. И многие, вздохнув, скажут, что таким нужно именно родиться. Однако исследователи жизни ученого сходятся в одном -гения можно в себе воспитать. И все начинается с того момента, когда вы сами готовы признать себя творческой личностью.
Источник: Журнал «Sensa», №2, 2011 год