Оцените приведенные суждения по 5-балльной шкале:
5 баллов — верно в высшей степени,
4 балла — почти всегда верно,
3 балла — неопределенная оценка,
2 балла — обычно так не бывает,
1 балл — так не бывает никогда.
1. Я не боюсь давать подчиненным поручения и брать на себя ответственность за их невыполнение.
2. Я всегда готов(а) поделиться с коллегами новыми планами и замыслами.
3. Я стараюсь принимать во внимание чужие замечания.
4. При обсуждениях и спорах мне удается логически обосновать свою точку зрения.
5. Я считаю, что мои сотрудники должны справляться со своими задачами без посторонней помощи.
6. Когда меня критикуют, я всеми силами отстаиваю свою правоту.
7. В споре я прислушиваюсь к аргументам противников.
8. Любое мероприятие я планирую заблаговременно.
9. Мне свойственно признавать свои ошибки.
10. Когда от сотрудников поступают какие-либо предложения, я высказываю свои варианты.
11. Я всегда стараюсь помочь тем, у кого есть проблемы.
12. Мои аргументы по большей части убедительны.
13. Мой энтузиазм передается другим.
14. Я выслушиваю все предложения и стремлюсь по возможности воплотить их в жизнь.
15. Я признаю свою точку зрения единственно верной.
16. Я с полным пониманием отношусь к критическим замечаниям, даже если они высказываются в жесткой форме.
17. Свои мысли я стараюсь выражать четко и ясно.
18. Я не стесняюсь признаться в своей некомпетентности, если она имеет место.
19. Я активно отстаиваю свою позицию.
20. Чужие идеи я преподношу как свои.
21. Решая какую-либо задачу, я всегда обдумываю, как бы поступили в этой ситуации другие. Стараюсь искать веские аргументы.
22. Я готов(а) посоветовать сотрудникам, как лучше организовать труд.
23. Когда я планирую перспективы своей профессиональной деятельности, мне совершенно безразлично, что думают по этому поводу другие. Их планы меня не касаются.
24. Меня всегда интересует чужое мнение, даже если оно не совпадает с моим.
25. Если кого-то не устраивает мое решение, я стараюсь его изменить.
26. Я настаиваю на своих проектах и пытаюсь заставить других согласиться со мной.
27. Я не скрываю своих проблем, планов и замыслов.
28. Я прилагаю все усилия к тому, чтобы мои проекты получили поддержку.
29. Чувства окружающих мне не безразличны.
30. Я не стремлюсь выслушивать собеседников. Плавное для меня — высказать свое мнение.
31. Я прислушиваюсь к критике и только после этого привожу аргументы в свою защиту.
32. Я последовательно высказываю свои мысли.
33. Считаю, что другие тоже имеют право изложить свою точку зрения, и всегда предоставляю им такую возможность.
34. Я внимательно слушаю рассуждения своих оппонентов и стараюсь обнаружить в них непоследовательность.
35. Чтобы показать собеседникам, что я слежу за ходом их рассуждений, мне приходится менять свою точку зрения.
36. Мне не свойственно перебивать собеседников.
37. Я не настаиваю на своей точке зрения, если не уверен в ней.
38. Я всегда советую людям, как им следует поступать в той или иной ситуации, даже если они не интересуются моим мнением.
39. Моя эмоциональная речь побуждает людей работать активнее.
40. На совещаниях я всегда стараюсь заставить выступить всех своих коллег, даже тех, кто обычно не просит слова.
Результат
Чтобы определить, является ли ваш стиль ведения переговоров дипломатичным, потребуются два показателя: сумма А и сумма Б. Чтобы получить первый результат, подсчитайте общее число баллов по пунктам 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18,20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40. Просуммировав баллы по пунктам 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39, вы получите второй результат. Оба числа должны находиться в пределах от 20 до 100.
Затем сравните полученные результаты. Если сумма А хотя бы на 10 баллов больше суммы Б, вы — прекрасный дипломат. Это означает, что вы стремитесь учитывать чужую точку зрения и придаете большое значение мнению сотрудников по поводу ваших проектов. Людям приятно работать под вашим руководством, потому что благодаря вам они ощущают свою причастность ко всем делам компании.
Если же сумма Б более чем на 10 баллов превышает сумму А, скорее всего, ваш стиль ведения переговоров авторитарен и бесцеремонен. На совещаниях вы стараетесь удержать инициативу в своих руках. Главное для вас — воплотить собственные проекты. Мнение партнеров вам не интересно, и они практически не получают возможности его высказать. Вы излагаете свою точку зрения жестко и категорично, не дожидаясь одобрения сотрудников. При этом у вас всегда есть множество новых планов и идей.
В некоторых ситуациях авторитарный стиль ведения совещания допускается. Необходимость в таком поведении возникает, как правило, тогда, когда на обсуждение всех деталей проблемы не хватает времени. И все же прибегать к нему следует только в крайних случаях, особенно если в дальнейшем вам придется еще неоднократно иметь дело с данными партнерами.
Дипломатичный подход к делу уместен в ситуациях, когда решение может быть принято только после одобрения всех участников совещания, а также тогда, когда по данному вопросу возникают большие разногласия. Дипломатичный стиль обсуждения проблемы хорош только при условии, что обе стороны располагают достаточным временем и одинаково понимают суть вопроса.
Иными словами, выбирать стиль ведения переговоров следует с учетом поставленных задач и конкретных обстоятельств. Как утверждают психологи, положительно повлиять на исход совещания может как дипломатичный, так и авторитарный способ поведения (разумеется, при условии, что он соответствует ситуации).
Если разница между суммой А и суммой Б составляет менее 10 баллов, ваш стиль поведения неоднозначен и может меняться в зависимости от обстоятельств.
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006