Сегодня вопрос о том, совмещать или нет еду и бизнес, в большей степени зависит от наличия или отсутствия времени. Чтобы выполнить все намеченные дела, не хватит и целого рабочего дня, поэтому возможно заниматься ими за завтраком, обедом и ужином.
Деловой завтрак
Завтрак может оказаться лучшим временем для решения различных вопросов, но имейте в виду, что не все рождаются «жаворонками», то есть могут полноценно заниматься делами рано утром. Встречи за завтраком наиболее подходят:
- для иногородних гостей;
- для разговора с тем, от кого вам требуется немедленное решение;
- если ваш вопрос, нуждающийся в обсуждении, короток;
- когда ваше время ограниченно.
Назначьте встречу на то время и в том месте, которые будут удобны для вашего гостя.
Заблаговременный заказ может не получиться, поэтому придите пораньше, займите столик и дайте знать метрдотелю, что вы ждете гостя. (Поставьте в известность вашего компаньона, что вы будете ждать за столиком.)
Увидев, что ваш гость прибыл, привстаньте или поднимитесь в полный рост.
Проследите, чтобы вашему гостю немедленно подали кофе и как можно быстрее принесли ваш заказ. (Выбирайте ресторан или кафе, где хорошее обслуживание. В это время дня сам прием пищи может иметь второстепенное значение.)
Приступайте к делам. Еда и беседа должны одновременно прийти к успешному завершению.
Платит пригласивший. Оплата наличными, а не кредитной карточкой ускорит процесс, и в данном случае это будет вполне уместно, если только сумма не слишком велика.
Следует лишь высказать на словах благодарность за обслуживание.
Приглашайте человека на деловой ланч, если у вас есть на то серьезная причина. Сообщите о ней, передавая приглашение, причем поговорите с вашим гостем лично, а не через секретаря. Некоторые считают ланч менее официальным мероприятием и потому менее важным. Имейте в виду, что у всех есть дела; отменяйте встречу только в случав крайней необходимости.
Человек, отказавшийся от ланча, должен перенести встречу на самый ближайший срок. Однако тот, кто был инициатором приглашения, остается хозяином и оплачивает счет.
Если вы — хозяин, придите на несколько минут раньше. Если вы — гость, приходите к назначенному часу.
Как хозяин чувствуйте себя свободно, предложите или порекомендуйте своему гостю выбрать что-либо из меню. Вам следует заказать первым, это поможет гостю сориентироваться в ценах.
Не допускайте, чтобы .на протяжении всей встречи велся светский разговор. Приступайте к обсуждению дел перед десертом, иначе вы упустите время.
Пригласивший оплачивает стоимость всех услуг в ресторане. Сюда входит оплата напитков (даже если ваш гость пришел раньше вас и что-нибудь выпил в баре), а также любые чаевые. Если ваш гость сдал свою одежду в гардероб независимо от вас, попросите у него после ланча номерок и предъявите вместе со своим.
Обязанности хозяина считаются выполненными, как только вы выйдете из ресторана.
Ланч с коллегами
Когда вы едите с коллегами, каждый оплачивает свой заказ. Если можно, попросите официанта принести каждому его счет. Если коллеги получают одинаковую зарплату, они могут оплатить общий счет поровну, поделив сумму на всех.
Если кто-то не заказывал напитки, оплатите поровну счет за еду — тогда те, кто заказывал вино, оплатят счет из бара и таким образом погасят разницу.
Служебный кафетерий
Не навязывайте свою компанию другим, особенно вышестоящему руководству.
Пригласите коллег присоединиться к вам за столиком, если вы не против компании. Это прекрасный способ поближе узнать других сотрудников.
Если вы завтракаете с партнером, а кто-то просит разрешения присоединиться к вам, тактично дайте понять, что вы обсуждаете деловые вопросы, а завтра с удовольствием позавтракаете с ним или с ней. Позже позвоните этому человеку, чтобы подтвердить свое намерение.
Независимо от того, являетесь ли вы гостем или сотрудником компании, соблюдайте правила поведения в кафетерии. Уберите за собой посуду.
Если у вас есть какие-либо жалобы на кафетерий, доведите их до сведения человека, который уполномочен их принять. Не высказывайте претензии, стоя в очереди или сидя за столом.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005