Отвечать нужно искренне, однако предварительно следует хорошо взвесить свои слова. Если позиция вашего партнера отлична от вашей, не стоит нервничать и раздражаться, вставлять собственные негативные замечания по ходу его речи. Но даже если точка зрения собеседника сходна с вашей, постарайтесь не проявлять лишних эмоций.
Очень часто беседе мешают телефонные звонки, способные порой свести на нет все достигнутые результаты. Создайте такую обстановку, чтобы телефон не отвлекал ни вас, ни вашего партнера.
Не давайте обещаний, в выполнении которых сомневаетесь.
Каждый, наверное, знает, как неприятно порой бывает отказывать кому-то в просьбе. Даже вежливую фразу: «К большому сожалению, я не могу этого сделать» — вряд ли стоит считать особенно удачным вариантом отказа. Отказывая кому-либо, постарайтесь объяснить причину вашего поступка. Можно, например, сказать: «Подобное решение нанесет ущерб нашей организации», «Это противоречит политике компании». Главное, чтобы объяснение звучало убедительно.
В некоторых случаях в разговоре желательно не касаться определенных тем. Попытка увести беседу в сторону вряд ли даст результат, лучше прямо сослаться на определенные обстоятельства или сообщить, что решения по данному вопросу пока еще не приняты или же просто не подлежат оглашению. Можно сказать: «Сожалею, но обсуждать в данный момент этот вопрос я не имею права. Очень надеюсь, что вы меня поймете».
Иногда человек и рад бы ответить на вопрос, но не знает как. Можно прямо сказать об этом. Правила хорошего тона рекомендуют добавить следующую фразу: «Возможно, господин Иванов ответит на ваш вопрос». Если с этим человеком можно сразу связаться по телефону, наберите его номер. Если в данный момент этого сделать нельзя, сообщите, что при первой же возможности свяжетесь с господином Ивановым, чтобы узнать ответ на интересующий собеседника вопрос.
Этикет ведения деловой беседы подразумевает выполнение некоторых правил:
♦ чтобы завязать разговор, найдите тему, интересную как для вас, так и для вашего собеседника;
♦ во время разговора не опускайте имени собеседника;
♦ не задавайте собеседнику вопросов, касающихся его возраста, веса, национальности, вероисповедания и т. д.;
♦ избегайте двусмысленных шуток и непристойных острот;
♦ если продолжение разговора желательно для вас, задавайте вопросы, ответы на которые позволят собеседнику подробно изложить свои мысли;
♦ чтобы приблизить затянувшийся разговор к завершению, интересуйтесь только фактами, задавайте конкретные вопросы, на которые можно ответить однозначно «да» либо «нет».
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006