Деловая жизнь связана со сложными, быстро меняющимися ситуациями, значительным риском, и это вызывает большую вероятность возникновения различных конфликтов — межличностных и межгрупповых. Но этого пугаться не нужно, лучше научиться предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать, как из них выходить. Если избежать конфликта все же не удалось, то нужно уметь безболезненно и с минимальными потерями разрешать возникающие проблемы. Как это сделать?
Если вы знаете, что конфликта не избежать, прежде всего не забывайте о тех правилах, о которых мы уже говорили в предыдущих разделах. Однако этого еще будет недостаточно, придется использовать все ваши способности к тонкому психологическому анализу поведения коллег в конфликтной ситуации. У людей существует различный уровень агрессивности, который наглядно проявляется в такие моменты и который нужно учитывать для их предотвращения.
В конфликтных ситуациях нужно соблюдать особую осторожность, избегать любых провоцирующих и демонстративных действий. В состоянии утомления, эмоционального или физического стресса, болезни возможность контролировать свои поступки уменьшается. Поэтому не следует обсуждать только что возникшую проблему, лучше предоставить достаточное время для того, чтобы остыть и восстановить сознательный контроль.
Нередко причиной конфликта, зачастую не осознаваемой самим «виновником», является дефицит признания со стороны окружающих. Человек может стремиться привлечь к себе внимание не только положительными, но и отрицательными действиями, например постоянными опозданиями на работу, нарушением технологических правил, частым несогласием с начальством и коллегами.
Если вы столкнулись с такими людьми, не пытайтесь бороться с ними путем наказаний, провоцирующих вас на конфликт. Наилучшее решение состоит в том, чтобы дать таким сотрудникам позитивное признание, так редко ими до этого получаемое.
Еще несколько советов, которые помогут вам не только самой не создавать конфликтных ситуаций с коллегами, но и выходить из них.
Не следует думать, что стоит вам изобразить неприступность, как на вас станут смотреть, как на королеву. Это приведет к изоляции в коллективе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Острый язычок придержите для компании близких подруг. На работе старайтесь отзываться даже о признанных лентяях и неумехах без сарказма.
В то же время не угодничайте, не старайтесь выбиться в любимчики начальства — это раздражает, а начальники хоть и воспользуется вашими услугами, но не будет спешить сделать вас своим замом. Известно со школы, что выскочек не любят и настоящего уважения таким способом не добьешься, а с коллегами отношения можно испортить всерьез и надолго.
Не будьте занудой, не путайте «букву» и «дух» инструкций и неписаных правил. Бели на работе аврал, то не стоит говорить, что в вашем договоре записан восьмичасовой рабочий день и задержаться вы не можете. Даже если виновны в том, что работа не выполнена в срок, совсем не вы. Иногда конфликт в коллективе возникает, казалось бы, по неизвестной причине. Проанализируйте ситуацию. Возможно, причина его состоит в очень простых обстоятельствах, которым вы не придавали значения.
Американский этнопсихолог Э. Холл рассказывает его пригласили выяснить причины трений, возникавших в филиалах американские фирм, разменянных в ФРГ и Швейцарии. Там под одной крышей работали местные сотрудники и специалисты, приглашенные из США. И вот оказалось, что камнем преткновения были„. двери. Дело в том, что американцы привыкли работать либо в больших помещениях, либо, если комнат несколько, только при открытых дверях, следуя принципу: «Американец на службе должен быть в распоряжении окружающих». Открытый кабинет означает, что его владелец на месте и, главное, что ему нечего скрывать. Небоскреб Фордовского фонда в Нью-Йорке целиком построен из стекла и просматривается насквозь. Здесь все — от директора до посыльного — постоянно на виду. Это создает у окружающих и служащих определенный стереотип поведения., вызывает, у них ощущение, что «все сообща делают одно общее дело». Для немца подобное рабочее помещение является воплощением самых жутких ночных кошмаров. Каждая комната в европейской компании должна быть снабжена надежными (часто двойными) дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.
Недоучет этих различий и породил недовольство. Немцы, работающие в филиалах американских фирм в Мюнхене и Гамбурге, жаловались на то, что находятся под неусыпным присмотром (раскрытые двери). А у американцев глухой коридор с закрытыми дверями порождал ощущение заговора.
Надеемся, некоторые советы вам помогут, и все же в любой ситуации думайте об интересах дела, а не о том, чтобы доказать свою правоту или избежать конфронтации. Искусство компромисса — отлично, но и из конфликта можно извлечь немало пользы.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005