Среди многих достоинств традиционного женского характера наиболее важна интуиция. Она помогает верно выбрать решение, разобраться в партнере, оценить перспективность начатого дела. Женщина всегда была хозяйкой очага, стремилась создать уют, покой, процветание в доме. Эти ее инстинктивные качества переносятся и на бизнес. Одним словом, женщина способна обустроить не только свой дом, но и все общество, участвуя в том числе и в бизнесе.
В конце 1990-х российские женщины заняли прочное и естественное положение в бизнесе. В настоящее время их доля в общем числе предпринимателей приблизилась к 30 % (что соответствует таковой в США). В основном, правда, это малый и средний бизнес. За несколько лет сложился корпоративный образ отечественной бизнес-леди, легко узнаваемый и выделяющийся из общей массы соотечественниц, занятых в традиционных сферах социальных отношений. Это привлекательная, стильно одетая женщина, с естественно бросающимися в глаза проницательностью, энергичностью, самостоятельностью в принятии деловых решений и повседневном общении. Она прекрасно управляет людьми и деньгами, порой оставляя позади конкурентов-мужчин. Десятилетие затяжного кризиса показало, что многие женщины адаптировались к новым экономическим условиям быстрее мужчин.
Кроме естественного в период становления экономики «мотива выживания», психологи отмечают еще ряд причин, по которым женщины приходят в бизнес. Часто это происходит в целях самоутверждения, для утверждения собственной независимости, иногда — благодаря естественным задаткам, когда одаренная в этой сфере талантов женщина просто не может не заниматься предпринимательством. И, наконец, национальные особенности исторического перелома: увы, сегодня в большинстве случаев российский мужчина не в состоянии в полной мере быть главой семьи, следовательно, российская женщина часто лишена возможности быть просто женой.
Множество социальных институтов приходят на помощь семьям в странах, в которых семейная модель традиционно. В России потребуются десятилетия для формирования таких институтов. Поэтому еще долгое время независимость через собственное дело для российских женщин будет оставаться самой психологически безопасной и часто — самой экономически эффективной.
В России постепенно сложилась такая ситуация, в которой достаточно резко проводится граница между «мужским» и «женским» бизнесом. Основные сферы приложения энергии предпринимателей -женщин: информационные услуги, туризм, недвижимость, бытовые услуги (пекарни, кондитерские цеха, салоны красоты), образование, медицина. А вот в сфере строительства, нефтепереработки, металлургии и автомобилестроения женщин на высоких должностях встретить достаточно тяжело. Однако, пусть и реже, встречаются мужчины-предприниматели, которые владеют парикмахерскими, салонами красоты и цветочными магазинами. Такое разделение интересов в бизнесе характерно для большинства стран, но в наших условиях эти различия. выявлены более резко, чем, например, в большинстве европейских стран.
Психологи наблюдают различия в деловых способностях мужчин и женщин. У женщин хорошо получается управлять персоналом в малых компаниях (в крупных компаниях эффективнее справляются мужчины). Престижным, дорогим рестораном обычно управляет мужчина, здесь требуется стратегическое видение. С продажами эффективно справляются и мужчины, и женщины. Много женщин успешно работают в маркетинге: считается, что это хорошее приложение классической женской интуиции. Учет финансов также более успешен в женских руках. Поскольку женщины только начинают завоевывать российский бизнес, в силу традиций пропустив на первом этапе вперед мужчин, остается много условностей и традиционных отношений, о которых должна помнить бизнес-леди, вторгаясь в игру «на чужом поле». Впрочем, то количество положительных, потенциально «выигрышных качеств», по которым женщины оставляют мужчин за собой, позволяет считать устойчивой тенденцией не только выравнивание в будущем численного соотношения полов в предпринимательстве, но и продвижение женщин в сферу большого бизнеса и в традиционные «мужские» сферы.
По мнению некоторых психологов, женский стиль управления по естественным причинам близок к теоретически развиваемым направлениям современного менеджмента, направленного на развитие команды, сотрудничества (так называемые «менеджмент XXI века», «новая корпоративная культура»).
Если грядущие трудности вас не пугают или же вы уверены в том, что в силу вашего собственного характера и неуклонной работы над собой вы их счастливо избежите, тогда вам самое время познакомиться с наиболее частыми советами, которые хотели бы, как показывает практика, получить женщины, готовящиеся примерить на себя роль деловой женщины.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005