Конечно, трудно найти подход ко всем одновременно. Помните, что умение находить общий язык с людьми — это еще и показатель профессионализма. Хотите достичь многого? Научитесь правильно обходиться с окружающими! И вам воздастся или, по крайней мере, работа не превратиться в вечную нервотрепку.
Давайте попытаемся выяснить психологический тип ваших сотрудников, причины их неадекватного поведения на работе и решим, что необходимо сделать, чтобы добиться мирного сосуществования.
Сотрудники-минеры. Спокойствие не для них. Они всегда суетятся, скандалят и шумят. На это есть две причины: 1) от скуки, чтобы привлечь к себе внимание общественности; 2) они привыкли добиваться поставленной цели криком и ссорой. Начался бой. Минеры пошли в нападение. Вы сосредоточенно работаете — и вдруг... Ваша реакция: бегом в укрытие! Не спорьте, не ругайтесь, не учите их уму-разуму — это бесполезно. Старайтесь как можно меньше общаться с такими людьми. Избегайте их присутствия и не подливайте масла в огонь. Но и не уступайте, не идите у них на поводу.
Без вины виноватые. «Ой, простите», «Это моя вина», «Это все из-за меня» Знакомые фразы? Такие сотрудники независимо от ситуации будут винить себя во всех злоключениях и несчастьях. Они — мученики, но никто вокруг не может понять их страданий. Причина такого поведения — страх быть отвергнутыми и забытыми. Будьте помягче с такими людьми, но не проявляйте жалость или чрезмерную заботу. Дайте им понять, что их мнение тоже кое-что значит. Разговаривайте дружелюбно, улыбайтесь.
Кобры. Они спокойны, но их укус может оказаться смертельным. Скрытные, тихие — вы никогда не знаете, чего от них ждать. Они могут тебе мило улыбаться и говорить, что все хорошо, но в то же время рассказывать другим про свои истинные чувства у вас за спиной! Почему? Очень просто: у них не хватает смелости высказать свое мнение людям в глаза. Кобры — трусливые существа. Они боятся конфликтов. Как войти с ними в контакт? Покажите заинтересованность в их делах, предложите свою помощь. Обороняйтесь спокойно, несуетливо. Напомните, что проблему лучше решать, обсудив ее с глазу на глаз.
Критики. Не успели вы закончить фразу, а критик уже задает другой вопрос и торопит с ответом. Он хочет быстро принять решение — верно оно или нет. Что порождает такой тип сотрудника? Ими владеет панический страх допустить даже незначительную ошибку, желание учесть все погрешности наперед. Могут ли критики оказаться нам полезными? Трудно поверить, но да. Используйте их талант. Только они могут подсказать вам, где, что вы сделали не так и как избежать последующих ошибок. Критик никогда не будет давать советы, если это не в его компетенции. Вы можете предложить свои варианты решения проблемы, но всегда прислушивайтесь к мнению таких людей.
Интриганка. Кулуарные разговоры, тайные ходы, хитроумные комбинации, тонкие расчеты.» У нее еще нет ни тесных дружеских связей, ни впечатляющих заслуг перед начальством. Но ударным трудом доказывать свою компетентность и незаменимость — это не для нее. Ей гораздо проще и приятнее укреплять свои позиции с помощью интриг. Хотя ей не платят высокую зарплату и не поручают серьезных проектов, она наслаждается властью. Иллюзорной или реальной — неважно. Как истинный «серый кардинал», она всегда подчеркивает, что действует на благо родного коллектива. В любой компании есть такая. Она сидит в своем углу, привычная и неизменная, как календарь за ее спиной. Как правило, это слишком увлеченная домом и детьми или просто лишенная амбиций особа. Она тихомирно выполняет свою работу, создавая в офисе атмосферу уюта и покоя. Но бывает и по-другому». Что делать? Демонстрируйте спокойное товарищеское отношение. Покажите, что вы этого не замечаете, отметьте хороший отчет, составьте ей компанию в кафе». Не чувствуя угрозы с вашей стороны, она проникнется к вам симпатией и займется теми, кто кажется ей врагами.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005