Не станем воспринимать эти слова как призыв только лишь слушать кого-то, молча соглашаясь с его мнением. Хотя случается (как это ни парадоксально), что именно умеющий слушать зачастую приобретает репутацию блестящего собеседника. Почему? Да потому, что это умение — редкое искусство, а еще реже встречается способность воздержаться от «справки по поводу» или совета. Особенно это характерно для деловой сферы.
Если вы не научитесь выслушивать своих коллег, в этом случае рискуете лишить себя притока необходимой информации, все будете узнавать последней, а окружающие неохотно будут делиться своими идеями и новой информацией. Подчиненные же будут опасаться сообщать о допущенных ими ошибках. Вам это надо? Тогда задумайтесь.
Уважать мнение другого, даже если оно полностью противоположно вашему собственному, — это не просто лозунг или доброе пожелание. Но на самом деле это умение делает вас обладателем крупного козыря. И умению уважать чужую точку зрения следует учиться всю жизнь. Это вовсе не значит, что надо отказываться от собственного мнения, что можно менять его в зависимости от обстановки: ведь вежливость никогда никого не вынуждала к малодушию. Никто не возбраняет вам высказывать свои мысли, но делайте это спокойно, так, чтобы несогласие с собеседником не вызывало ни осуждения, ни насмешки, ни унижения. Каждый имеет право на свою точку зрения, поэтому не перебивайте партнера выражениями типа: «И речи быть не может!», «Ошибаетесь!», «Вы неправы!», «Это не имеет отношения к делу!» Допуская их, вы не только показываете Дознание хорошего тона, но и рискуете услышать то же самое, когда станете излагать свои доводы. Ваши же слова бумерангом вернутся к вам.
Есть куда более деликатные и эффективные способы донести до собеседника свою точку зрения. Можно, например, выслушав его, вежливо сказать: «Простите, пожалуйста, но мне кажется, что...»
А главное — никогда не надо перебивать: сколько раз случалось, что в конце своей реплики собеседник говорит нечто, свидетельствующее о сходстве прежде казавшихся противоположными мнений!
Впрочем, прерывать говорящего вообще не стоит. Нет мысли такой важной и такой срочной, чтобы нельзя было бы потерпеть несколько секунд и дождаться, пока собеседник закончит фразу.
Важно еще и то, как вы себя держите при этом. При беседе с коллегой, клиентом или партнером или при обсуждении каких-либо вопросов руки не держите в карманах, не упирайте их в бока и не закладывайте за спину. Не надо также барабанить пальцами по подлокотнику кресла или краю стола и (что еще хуже) касаться рукой собеседника, например хватать его за пуговицу пиджака. Сидя в кресле или на стуле, не разваливайтесь, держитесь прямо, причем постарайтесь не болтать ногами и не класть их одну на другую. Ноги также созданы не для того, чтобы закрутить их вокруг ножек кресла и таким образом создать ощущение, что вы с ним срослись. Нужно сесть удобно, это само собой разумеется, но в нейтральной позе.
Настоятельно также советуем во время беседы не совать в рот ни карандаш, спичку, ни тем более зубочистку.
Кашлять, чихать нужно во возможности сдержанно, прикрываясь рукой. Такой же скромности нужно ожидать от собеседника, который притворится, что ничего не заметил. Следовательно, абсолютно излишне сопровождать чихание пожеланием «будьте здоровы» или каким-то аналогичным. Впрочем, из Англии распространился обычай, чихнув, прошептать «простите», что делает инцидент исчерпанным.
Уводить взгляд в сторону, не смотреть на собеседника — значит быть невежливым по отношению к нему. Однако это не означает, что следует впиваться в него взглядом или пристально его рассматривать. Можно научиться поддерживать связь с собеседником жестом, движением тела, коротким взглядом или кивком головы.
Самый ожесточенный спор не мешает вам дружески улыбнуться. Но давайте воздерживаться от слишком громкого или слишком долгого смеха. И давайте не будем смеяться над маленькими промахами, которые могут совершить другие. Мы от этого тоже не застрахованы, поэтому лучше обезопасить себя от ответного удара.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005