Символика цветов существовала во все времена, начиная с эпохи раннего Возрождения. Например, сочетание белое и фиолетовое в давние времена в Италии обозначало «холодную вежливость», а желто-золотистый в Китае — «достоинство, уверенность, богатство».
Конечно, в современной культуре нет такой однозначной символики цвета одежды, но и в наши дни всем понятно, кто такие «голубые береты», «малиновые пиджаки» и т. п.
Именно с этой точки зрения мы попытаемся проанализировать, как влияет цвет одежды женщины на восприятие и оценку ее в качестве партнера по деловому общению. Тут важно отметить, что в отличие от обычного, не делового общения, одежда в бизнес-сфере в большей степени сигнализирует о социальной роли, статусе и стиле ее обладателя. А ее оценка окружающими во многом зависит от социальных представлений и стереотипов.
В результате проведенного исследования среди мужчин и женщин, работающих в сфере бизнеса, выяснились значения, приписываемые различным цветам одежды, а также свойства характера, соответствующие им.
Одежда белого цвета воспринимается как приятная, привлекательная, обаятельная, легкая, мягкая. Женщине в ней приписываются слабость, пассивность, осторожность, стремление к безопасности.
Костюм серого цвета оценивается женщинами в целом как нейтральный, его обладательница воспринимается как пассивная, сдержанная, осторожная, нетрадиционная. В оценках же мужчин он является наиболее непривлекательным. Но в то же время мужчины приписывают женщине, одетой в серое, внутреннюю силу, твердость, самоконтроль.
Одежде черного цвета все участники склонны приписывать силу, твердость, настойчивость, решительность, энергичность, независимость, но при этом женщина в качестве делового партнера воспринимается как опасная, жесткая, грубая. Кроме того, мужчины оценивают черный женский костюм как некрасивый и вызывающий беспокойство.
Костюм синего цвета воспринимается как нейтральный. Однако женщины склонны считать его менее эстетически привлекательным, находя такую одежду «скучной», а мужчины единодушно характеризуют ее как «бескомпромиссную» и «традиционную».
В результате этого, а также других опросов были установлены лучшие цвета делового платья: темно-синий, светло-синий, рыжевато-коричневый, темно-коричневый, бежевый, серый. Неподходящими для делового платья оказались зеленый, оранжевый, светло-ржавый, ярко-желтый, пурпурный, нежно-голубой, розовый, ярко-красный. В то же время мужчин привлекают бледно-желтый, бежевый, бледно-розовый, розовый, темно-синий, черный, белый, цвета ржавчины, рыжевато-коричневый, красный. Кстати, перечислим и цвета, отталкивающие мужчин: серый, зеленый, ярко-желтый, оранжевый, лавандовый.
Итак, темно-коричневый цвет, а также цвет ржавчины и бежевый оказались равно приемлемыми как для делового платья, так и для платья, вызывающего интерес мужчин. Эти оттенки можно рекомендовать для случаев, когда после работы вас ожидают встречи или мероприятия неделового характера, а времени переодеться нет.
Все вышеназванные цвета определены для однотонной ткани, без рисунка. Это связано с тем, что такой материал для делового платья предпочтительнее. Однако можно сказать, что в костюме делового типа превалирует различные варианты полосок и клеточек в серых и серо-синих тонах.
Но хотелось бы еще раз напомнить: значение внешнего вида недооценивать неразумно, но и переоценивать тоже не стоит. Хороший костюм подходящего цвета — всего лишь визитная карточка, она обеспечивает только первое впечатление.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005