С. Кови в своих работах определил два психологических менталитета. Первый: менталитет дефицита, когда человек считает, что он должен всегда бороться, с кем-то конкурировать, соперничать. Он считает, что жизнь — это большой пирог, и надо обязательно успеть оторвать от него кусок, желательно побольше. Второй — менталитет изобилия. Человек считает, что жизнь богата и разнообразна, каждый сможет реализовать себя, места под солнцем хватит всем.
Так вот, первый путь почти тупиковый, и он не для вас, дорогие читательницы. Второй же — более эффективный.
Нет понятия здоровой или нездоровой конкуренции. Конкурент не должен быть соперником. Не надо видеть в нем смертельного врага. Это мешает работать. Конкурент — это партнер. С ним надо уметь договариваться. Каждый должен найти свою нишу.
Дух постоянного соперничества проявляется на бессознательном уровне. В бизнесе нужно не соперничать, а сотрудничать. Бизнесмен с менталитетом дефицита никогда не сможет этого делать. Конкуренция является стимулирующим фактором — быть лучше. Так к ней и надо относиться.
И еще. Начинающие бизнес-вумен! Если вы считаете, что любой человек сможет в этой жизни реализоваться, что всем найдется применение, вы оставляете за собой право выбора. То есть вы выбираете бизнес, существуете для дела, а не наоборот.
Да, конечно, люди хотят заработать деньги. И часто неважно, где и как. Где выгоднее, где меньше конкурентов, где не заняты ниши.. Но с таким отношением можно оказаться в тупике. Если вы не находите впоследствии удовольствия от работы, то существует большая вероятность разориться. Лучше чувствовать не только вкус денег, но и удовольствие от процесса. Это очень важно, ведь есть выбор. Не получается руководить бизнесом — станьте хорошим специалистом.
В бизнесе надо уметь занять свою позицию. Для этого нужно быть сильной личностью. Сильной — не означает несгибаемой, жесткой. Сила преуспевающей женщины В ее уме, пластичности, в умении соответствовать меняющимся обстоятельствам. И, самое главное, в умении найти контакт с собой и выстроить взаимоотношения с окружающими.
Следует не забывать, что девиз «делать деньги любой ценой» приводит в тупик. Нужно получать интерес И удовольствие от бизнеса и всех приносимых им благ — как материальных, так и моральных. Для этого вам пригодятся и следующие советы.
Не кладите все яйца в одну корзину — не ставьте все на карьеру. Если жертвуете свободным временем и личной жизнью, будьте готовы остаться без семьи и без детей. Но вряд ли это то, что вам нужно. Найдите золотую середину, постарайтесь обеспечить тылы. Конечно, тяжело карабкаться с грузом семейных проблем на карьерную вершину. Налегке куда проще, но неумно!
Даже самая блестящая перспектива не стоит того, чтобы идти по трупам. Чего проще: сделать так, чтобы ваша соперница совершила роковую ошибку в Отчете или нечто подобное. Не следуйте этиы путем! Во-первых, будет ли вам легко с нечистой совестью? А во-вторых, откуда вы знаете, что из-за интриг завтра вы не вылетите с работы?
Глупо связывать свою карьеру не с деловыми и профессиональными качествами, а с начальником. Несомненно, именно от шефа зависит ваш рост, и было бы глупо не стараться ему понравиться, но не стоит чрезмерно усердствовать. Во-первых, добившись своего, работодатель вполне может выбросить вас, как использованную вещь, и никакой карьеры не получится. Во-вторых, не исключено, что он (или она) может уйти в любой момент — в другую компанию, в декретный отпуск или просто заболеть, а вы останетесь — с тяжелым ощущением обманутых надежд и потерянным авторитетом среди коллег.
Больше доверяйте себе и своему опыту, остерегайтесь мошенников. Никогда не бойтесь перестраховаться. До формальностей ли и до споров с работодателями, когда вас только что отобрали из двадцати кандидаток и обещали долгую и успешную карьеру в престижной фирме? Однако все-таки стоит проверить все бумаги, которые вам дают подписать при приеме.
Если вы делаете карьеру, постарайтесь, чтобы ваша судьба как можно меньше зависела от состояния фирмы. Если вам повезло, и ваша профессия из той области, в которой имя играет роль, то имеет смысл поддерживать свою репутацию, а не фирмы. Ведь ваше имя всегда будет с вами.
У мужчин до сих пор встречается стереотипное восприятие коллег слабого пола: «Все женщины глупы», «Женщина не может построить карьеру», «Все женщины слишком эмоциональны и чувствительны» и т. д. Советуем не тратить времени на разрушение стереотипов. Сможете ли вы избавить мужчину от примитивности в мышлении, если ему не помогли ни школа, ни институт? Лучше воспользуйтесь ситуацией. Примените один из закон!» женской логики: внезапность. Он считает вас глупой? Пусть считает до поры до времени. В критической ситуации блесните интеллектом, проявите компетентность перед начальством. Чем внезапнее это будет для вашего коллеги, тем лучше для вас.
Если вам придется работать в мужском коллективе, то, для того чтобы пользоваться уважением у коллег, вам нужно уметь делать вид, что работа для вас на первом месте. Многим женщинам это нелегко, они больше внимания привыкли уделять семье и отношениям с окружающими. Тем не менее на работе надо скрывать чувства и переживания, касающиеся всего, кроме дела.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005