Как войти.
Если вы входите в служебное помещение, не следует стучаться в дверь. Просто откройте нужную дверь, осмотритесь и выберите, к кому обратиться. А тот, кто стучится, невольно демонстрирует свою неуверенность, хотя это обычно является следствием незнания нужных правил.
Как правильно сесть.
Иногда, когда вам предлагают сесть, у вас есть возможность выбора места, а иногда единственный предлагаемый вам стул стоит не лучшим образом. Например, так, что вы оказываетесь к интервьюеру боком. Не нужно стесняться повернуть или переставить стул. Тот, кто ведет себя так, уже закладывает в голову интервьюера мысль о том, что он имеет дело с кандидатом, достаточно уверенным в себе, инициативным, с организаторской жилкой. А тот, кто пассивно удовлетворяется неудобным местом, уже начинает производить жалкое впечатление.
Поза.
Своей позой вы тоже формируете впечатление о себе. Если вы пришли с портфелем, папкой или сумочкой, не держите это у себя на коленях — лучше найти место и отложить свою ношу, освободив руки. Поза должна быть достаточно открытой. Плохо, если руки все время соединены «в замок». Лучше, если они лежат на коленях или на столе (хотя бы одна рука). Старайтесь быть повернутым к интервьюеру, чтобы у него не возникло ощущение вашей отстраненности. Ноги лучше ставить прямо и уверенно, не скрещивая под стулом. Поза «нога на ногу» не всем нравится — будьте осторожны. В какой-то степени можно «зеркалить» позу интервьюера. Если он положил ногу на ногу, то и вам скорее всего можно это сделать, если для вас привычна эта поза.
Зрительный контакт.
Одна из распространенных ошибок состоит в том, что смотреть в глаза собеседнику неприлично, и во время собеседования слишком часто смотрят в потолок или в сторону, а не на интервьюера. Информация передается не только словами, но интонацией, позой, жестами, мимикой. Когда вы внимательно смотрите на говорящего, вы включаете все каналы восприятия информации. Вы лучше поймете его и произведете впечатление заинтересованного человека, уверенного в своих силах. А отведенный в сторону взгляд — это не только потеря информации, но и элемент неуверенности.
Жестикуляция.
Трудно убедительно говорить, если ваши руки связаны. Но многие сами себя связывают, соединив, например, руки «в замок» или «прилепив» их к коленям. Умеренная и правильная жестикуляция делает вашу речь более убедительной. Интересно, что она тесно связана со зрительным контактом. Тот, кто не смотрит на собеседника, обычно не делает никаких полезных жестов, но чаще позволяет себе «сорные» движения. Например, крутит в руках авторучку или теребит что-нибудь. «Сорные» жесты обычно, причем часто неосознанно, воспринимаются как признаки волнения и неуверенности кандидата.
Паузы.
Тот, кто хочет хорошо и убедительно говорить, должен уметь держать паузы. Например, высказав одну или несколько мыслей, остановиться. И внимательно смотреть на собеседника, как бы ожидая от него обратной
Связи.
Часто при этом может быть получена информация, позволяющая точнее построить дальнейший ответ или рассказ. А вот если вы замолчали и смотрите в сторону или в пол, у собеседника может возникнуть мысль, что вам нечего больше сказать. Так что правильная пауза должна сопровождаться правильной позой, взглядом и выражением лица.
Мимика.
Типичный американский призыв: «Smile! — улыбайтесь». Работодатель скорее пригласит на работу благополучного победителя. Если вы улыбаетесь, то у вас больше шансов показаться именно таким человеком. А если вы говорите все время со скучным или напряженным выражением лица, то вам не удастся произвести позитивное впечатление. Но, разумеется, все хорошо в меру. Не следует улыбаться непрерывно, это тоже плохо. Достаточно просто делать это почаще, в том числе в паузах, которые вы делаете после ваших ответов, — это обычно воспринимается хорошо.
Так что не только говорите правильные вещи, но и говорите эти вещи правильно, и при прочих равных условиях вы скорее произведете на работодателя хорошее впечатление и получите желанное предложение.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005