Все эти составляющие имеют свои правила и законы, и как ими пользоваться, мы поговорим в этой главе.
Вы заходите в офис, и сколько бы времени ни рассчитывали там пробыть, вы должны соблюдать следующее правило: здоровается входящий, тот, кто уже находится в комнате, ему отвечает. Исключение может быть сделано для очень больших учреждений, где здороваются, только войдя в определенный кабинет.
При рукопожатии первой руку протягивает женщина, старший, начальник. Это означает, что более важная особа, поздоровавшись, берет на себя инициативу решить, уместна ли здесь следующая стадия приветствия. Часто случается, что некоторые чересчур импульсивные люди забывают это правило.
Пожимая руку коллеге, партнеру, которому вас только что представили, вы производите на него определенное впечатление. Чересчур сильное или, наоборот, слабое рукопожатие, потные или слишком сухие руки не принесут приятных ощущений. Даже такая мелочь, как эта, требует особого внимания. Прежде чем пожать руку, мужчина должен встать. Вы, бизнес-леди, должны вставать только тогда, когда вам предстоит пожать руку человека, намного старше себя, или Вы желаете кого-то удостоить особой чести.
У вас не должно быть перчатки на правой руке, когда вы заходите в помещение и собираетесь поздороваться с кем-то за руку. Чтобы избежать публичного сражения с облегающей руку свиной кожей или шевро, мы советуем освободиться от перчатки прежде, чем войти в дверь. Рукопожатием обмениваются и при иных обстоятельствах, например при заключении сделки или соглашения. И здесь тоже действуют правила, изложенные выше.
По сегодняшним правилам делового этикета мужчина не встает, когда в кабинет входит его секретарь, чтобы записать распоряжение, — разве если он (она) только что назначена на эту должность. Тогда начальник встает, чтобы и пожать руку. Он встает, когда к нему входит посетитель-женщина, если только это не претендент на вакантную неруководящую должность. Если он сидит за столом и входит его начальник, будь то мужчина или женщина, то должен подняться и стоять, пока гость не сядет или не уйдет.
Если к группе мужчин присоединяется женщина-руководитель, тот, кто представляет ее, встает, если только он не председательствует на официальном мероприятии. В этом случае мужчина может сидеть. Встают и другие присутствующие мужчины, если группа не слишком велика. В последнем случае встают только мужчины, находящиеся рядом с женщиной, для индивидуального знакомства в случае необходимости. Если процедура знакомства может прервать совещание, встает мужчина, находящийся рядом со свободным стулом, и предлагает его женщине, если, конечно, он не является докладчиком. А представить женщину всей группе может, если это удобно, председатель: «Господа, это Анастасия Тихомирова из нашего рекламного агентства». В этом случае не нужно всем вставать и обмениваться с ней рукопожатием, ибо возникнет сумятица.
Если вы руководитель, то, заходя в комнату к подчиненному, можете, конечно, курить без разрешения, но посторонний человек может закурить, только если ему предложат. Если посетитель пришел в официальное учреждение ради своих интересов, например добивается контракта, работы или протекции, то просьба разрешить ему курить может произвести плохое впечатление, особенно когда хозяин кабинета не курит.
При выходе из комнаты мужчина всегда должен пропустить вас, женщину, вперед или просить разрешения пройти первым. Высшие должностные лица по этикету имеют право выйти раньше своих подчиненных-женщин, но обычно при деловых встречах мужчины пропускают их вперед, даже если те не занимают руководящих постов. И это хорошо, ибо, если мужчина привык проходить впереди своего секретаря, он может забыть, что в обществе женщина имеет преимущество в этом отношении. Трудно иметь один набор правил для бизнеса, другой — для повседневного общения.
При представлении необходимо следовать принципу «снизу вверх». Правильно будет представить человека, стоящего ниже по должности, высшему, а не наоборот. Следовательно, было бы неверно представлять директора юной служащей. Например, вы знакомите главного администратора, Светлану Федоровну, с ее замом. Сделайте это таким образом: «Светлана Федоровна, познакомьтесь, пожалуйста, Это Анна Дехтяренко».
Если вы забыли фамилию того, кого вы представляете (может, у вас плохая память на имена), то не паникуйте, а начните так: «Извините, но я, к сожалению, забыл, как вас зовут». Хуже всего в такой ситуации — сделать вид, будто вы считаете, что представление излишне. Не стоит давать повод для рассуждений на тему: «А почему меня не представили? »
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005