Прежде всего необходимо знать, какие этические нормы приняты в компании, где вы работаете. Например, если здесь господствует жесткая иерархическая Структура, фамильярность в отношениях с начальством может закончиться крахом карьеры. В других же организациях неформальные отношения между руководителем и подчиненными (скажем, пригласить начальника выпить вместе чашечку кофе) только приветствуются.
Независимо от занимаемой должности вы не должны поощрять членов семьи пользоваться вашими служебными возможностями в личных целях. Даже если сотрудники и руководители при появлении родственников своих коллег и не показывают внешне свое отношение к этому, как правило, это воспринимается отрицательно. Если же руководитель использует своих служащих для оказания личных услуг членам своей семьи, то это требует компенсации; кроме того, сотрудников нельзя загружать подобными поручениями без согласия их непосредственных начальников.
Формула деловых людей «время — деньги», говорят, теперь безнадежно устарела. Сейчас время ценится гораздо дороже. Рецепт: если вы загружены работой и не можете общаться с коллегами, вывесите красную карточку на свой монитор, чтобы вас не отвлекали. Не стоит идти на поводу у людей необязательных и болтливых, которые приносят вред не только своим личным поведением, но и создают вокруг себя нерабочую атмосферу. Хронофаг — пожиратель времени, человек, который теряет свое и беззастенчиво отнимает чужое время. Он не менее опасен, чем расхититель материальных благ. Праздные разговоры, перекуры, выполнение личных дел в служебное время не только снижают эффективность работы, но и разлагающе действуют на добросовестно относящихся к делу людей. От таких нужно держаться на расстоянии.
Нарушения деловой обстановки не компенсирует самая изысканная вежливость и предупредительность. Не случайно американцы, а вслед за ними и японцы предпочитают работать в одной комнате, а начальник, если и отделяется, то только стеклянными стенками. Они не без основания считают, что так можно достичь больших успехов.
И еще некоторые рекомендации.
Устанавливайте как можно больше контактов. Очень рискованно иметь только одного союзника: если он уйдет, вы останетесь в изоляции. Всегда полезно знать, что думают о вас коллеги (разумеется, расспрашивать рекомендуется только тех, кому полностью доверяете).
Ваши усилия не должны быть направлены только на то, чтобы обратить на себя внимание руководства. Старайтесь нравиться вашим подчиненным и сослуживцам — это ничуть не менее важно. Пытайтесь выдвинуться сами, лично представляя свои идеи и планы, результаты своей работы, никому не передоверяя.
Все время контролируйте себя, следите за своим лицом — как в покере. Нужно уметь блефовать с безразличным видом и демонстрировать энтузиазм, которого вы не испытываете. Это тоже входит в правила игры.
Умейте помолчать. Не допускайте, чтобы вас вовлекали во все интриги и конфликты.
Учтите, что попытки преуспеть за счет карьеры кого-то из коллег, с нарушением этических норм обречены на неудачу.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005