— Деловой стиль не предполагает привлечения внимания к своему внешнему облику. Нужны прежде всего свидетельства серьезного отношения к делу. Если вы. пришли в банк, а там служащие кто в джинсах, кто в свитере, то вряд ли у вас появится желание открыть здесь свой счет. «Несолидная контора», подумаете вы. Чем крупнее фирма и серьезнее дела, которыми она «ворочает», тем жестче требования к классическому стилю в одежде работников.
— Что значит классический стиль? Непременно строгий костюм ?
— Костюм или платье, или блузка и юбка, но обязательно элегантные., на полшага назад от моды. Хороший пример подают англичане. Их костюм традицио-нен, но в нем всегда есть намек на моду, на веление времени — чуть длинней пиджак, чуть короче юбка. Известная компания IBM, когда начинала свою деятельность на компьютерном рынке, даже мастеров по ремонту техники одевала в строгие галстучные костюмы. Они четко усвоили правило: хочешь хорошо раскрутиться — выработай свой фирменный стиль.
— Зависит ли выбор имиджа от места работы?
— Безусловно. С помощью одежды вы можете многое сообщить о себе и о своей фирме. Конкретный пример: вы пришли работать в маркетинговую фирму, которая распространяет средства косметики и личной гигиены. Будете смело следовать молодежному стилю — не ошибетесь. Своим видом вы как бы показываете: я потому такой молодой и здоровый, что пользуюсь рекламируемой нами продукцией.
— Какие требования предъявляются к одежде деловых женщин ?
— Прежде всего в одежде деловой девушки не должно быть сексуальной провокации. Что под этим подразумевается? Наличие блестящих, струящихся или прозрачных тканей, преувеличенное обтягивание, элементы мелькания (например, длинные юбки с большими разрезами). Поверьте, это раздражает деловых людей, ибо они пришли в фирму отнюдь не приключений искать.
Другое дело, если в деловом костюме подчеркнута женственность. Это делается на мелочах. Прежде всего костюм должен сидеть идеально. Нужно слегка, по моде, выделить плечи. Под пиджак хорошо надеть кофточку посвободнее, можно — с более открытой шеей. И главное — это ваша хорошая физическая форма: подтянутость, ухоженность, умеренный макияж. Украшений должно быть не более трех. Подойдет золото и дорогая бижутерия, но не камни, не финифть, не серебро или массивные бабушкины драгоценности.
— Что мы можем посоветовать мужчинам?
— У них поле для маневрирования очень небольшое. Единственный демократизм, который можно себе позволить, — джинсы под пиджак. Почему-то всегда проблемой являются носки: подбирать их под глаза или галстук? Отвечу: под цвет ботинок. Белые носки исключены — это клубный, спортивный стиль.
Особо обращаюсь к молодым людям, которые носят цепи, печатки, перстни (ребята, мы же не на Востоке). Респектабельный мужчина из украшений позволит себе лишь булавку для галстука, часы и, если есть, обручальное кольцо. Если вы руководитель фирмы или входите в ее среднее звено, не забывайте о мелочах. Имею в виду записные книжки, папки, кошелек, бумажник. Зажигалки и ручки, особенно на переговорах, должны быть или фирменными, или отличного качества.
— Как вы относитесь к тому, что деловая молодежь слишком большое значение стала придавать этим самым мелочам: если часы, то Rolex, зажигалка — Cartier, ручка — Montblank.
— Будем снисходительны. Люди вынуждены играть в эти игры. Мы видим иногда западных миллионеров, которые ходят бог знает в чем. Это ведь тоже демонстрация достигнутой благодаря деньгам степени свободы, демонстративного, на грани эпатажа, пренебрежения к роскоши.
Источник: «Школа элегантности и красоты», ИД «Звонница», 2002