Страсть создателей костюма к платьям, буквально усыпанным цветами, достигла апогея в Англии в елизаветинскую эпоху: тогда любовь к цветам была неотделима от поэзии Спенсера, Сидни и Шекспира. Английские вышивальщицы заимствовали образцы для своей работы из печатных гербариев, самым известным среди которых был опубликованный в 1590 году «Florilegium» Адриана Колларта. В XVII веке, с ростом импорта хлопчатобумажных набивных тканей «калико» из индийского порта Каликут (Калькутта), приобрели популярность мелкие стилизованные цветочные орнаменты.
Эти ткани стали дешевой заменой расшитой парчи и шелка, доступных только знати. После того как лондонская Ост-Индская компания получила в 1600 году торговые привилегии, западные коммерсанты косвенно способствовали моде на ткани с цветочными орнаментами, привнеся европейскую сентиментальность в традиционные индийские ремесла. В период рококо натуралистичный цветочный рисунок сочетали с картушами (мотивами в виде щита или свитка), асимметричными орнаментальными завитками или спиралями из гирлянд и лент.
Викторианская Англия стала первым в мире урбанизированным обществом. В противовес наступлению промышленной революции и господству жестко стилизованных цветочных орнаментов, присущих викторианскому дизайну, Уильям Моррис, представитель второго поколения прерафаэлитов, создал новое художественное «Движение искусств и ремесел». Набивные цветочные мотивы по его эскизам отображали естественный вид растения.
В середине XX века набивной цветочный рисунок по-прежнему оставался на пике моды, особенно в 1960-е годы, когда flower power («власть цветов») стала символом противопоставления сил природы силам государства.
Модельеры XXI века - Мэри Катранзу, Эрдем и Джонатан Саундерс -используют для создания набивных тканей новые технологии: цифровую печать, обработку лазером и включение объемных элементов, позволяющие передать всю прелесть живых цветов. Раф Симонс представил в 2013 году первую весенне-летнюю коллекцию для Дома Dior, выразив почтение великому предшественнику с помощью бисерных, вышитых и нанесенных при помощи аппликации цветов. Кристиан Диор унаследовал страсть к цветам от матери: в автобиографии он признается, что ему нравилось запоминать названия и свойства разных растений. Неудивительно, что его первая знаменитая коллекция получила название «Corolla», то есть «венчик цветка».
Портрет королевской фрейлины, 1569г. » Женщина на этом портрете, написанном около 1569 г, - предположительно, Элин Ульфодоттир Снакенборг, маркиза Нортгемптонская, фрейлина при дворе Елизаветы I - одета в платье, расшитое розами Тюдоров (другое название - роза Союза), традиционной геральдической эмблемой Англии. | Платье работы канадского дизайнера Э. Моралиоглу » Канадский дизайнер Эрдем Моралиоглу (р 1977) использовал смелую палитру цветов, в том числе лимонно-желтый, рубиновый, аметистовый и травянисто-зеленый для создания с помощью цифровых технологий цветочного принта, украшающего юбку-колокол со встречными складками. | Дебютная коллекция Р. Симонса в доме Dior » В своей дебютной коллекции для Дома Dior бельгийский модельер Раф Симонс (р. 1968) представил триумф весенних цветов, созданных из объемных ручных вышивок, дополненных бисером, стразами, шелковыми лентами. Корсаж и подол платья подчеркнуты более темным, насыщенным цветом рисунка. |
Источник: «100 платьев, изменивших мир», Марни Фогг, 2014