Преувеличенно женственный корсетный силуэт Викторианской эпохи подчеркивал форму груди и бедер, но при этом надежно скрывал их под плотной тканью. Вечерние туалеты, напротив, были довольно откровенными. В 1920-х годах в моду вошло более легкое и свободное платье-сорочка, однако в этот период основное внимание притягивали открытые ноги. Лишь в середине XX века высокая пышная грудь снова стала идеалом женственности. Максимальный подъем обеспечивали бюстгальтеры с вкладышами из проволоки или простроченными круглыми чашками.
Заслуга освобождения груди и возвращения ей естественной формы принадлежит радикальному американскому дизайнеру Руди Гернрайху. Созданные им для нью-йоркской компании Harmon Knitwear трикотажные платья были в штыки приняты прессой, которая оценила их как скандальные и непристойные. Между тем эти модели не были актом провокации, они отражали стремление дизайнера изменить отношение общества к обнаженному телу. Платья логически развивали предпринятые Гернрайхом ранее попытки деконструкции купального костюма, который в те годы был довольно жестким по структуре и больше напоминал корсет. В 1952 году Гернрайх создал трикотажное трико, одну из немногих послевоенных моделей, не изменявших естественные очертания тела. В 1964 году он представил покупателям и прессе монокини - купальный костюм без верха. Монокини демонстрировала любимая модель Гернрайха, Пегги Моффитт, фотографии сделал ее супруг Уильям Клэкстон. В том же году Гернрайх разработал «невидимый бюстгальтер» из джерси нейтральных цветов без вкладышей и подбивки, в котором грудь больше не была похожа на два острых конуса. Следом появилось полное трико-комбинезон из эластичного нейлона, и стала очевидной необходимость в бюстгальтере, который можно было бы носить под прозрачным платьем. Платья без лифа и монокини стали предвестниками изменения отношения к наготе в 1960-е годы. Современная мода допускает частичную демонстрацию груди и создает платья с продуманно расположенными прорезями, однако в высокой моде грудь в основном остается прикрытой.
Портрет Марии-Терезы-Луизы де Савой-Кариньян (художник Дюплесси) » Близкая подруга Марии-Антуанетты, Мария-Тереза-Луиза де Савой-Кариньян, принцесса де Ламбапь, на портрете кисти Жозефа Дюплесси (1725-1802), написанном в конце XVIII в, изображена в провокационном наряде с открытой грудью. Изначально сорочка, которая виднеется в вырезе платья, была только предметом женского нижнего белья или домашнего туалета, но французская королева ввела её в моду как элемент уичной одежды. | Богиня-охотница Диана (художник Гастон Сен-Пьер) » Девствення богиня-охотница Диана, изображенная на картине Гастона Казимира Сен-Пьера, будучи мифологическим персонажем, имела право появляться на публике полуобнажённой, не нарушая правил приличия XIX века. | Скандальные модели без лифа от дизайнера Руди Гернрайха » Революционер мира моды Руди Гернрайх представил публике скандальные модели без лифа в попытке освободить восприятие тела от общественных условностей, отразившихся в моде, и ввести концепцию одежды унисекс. Монокини предназначалось также для мужчин. |
Источник: «100 платьев, изменивших мир», Марни Фогг, 2014