Платье из стального кружева (от-кутюр, Готье, 2010) »
В весенне-летней коллекции от-кутюр 2010 г Жан-Поль Готье (р 1952) соединил свой знаковый интерес к бюстгальтеру с подобием рыцарского доспеха. Скрепленные заклепками стальные полосы правого рукава и кованая чашка бюстгальтера подчеркивают изящество платья из металлизированного кружева.
В древние времена доспехи изготавливались из армированной кожи, пришитых внахлест железных пластинок, стеганого льна и металлических вставок, защищавших живот. Ламеллярный доспех, состоящий из соединенных пластинок или чешуй, появился в Ассирии в VIII веке до н.э. Фигуры терракотовых воинов из гробницы китайского императора Цинь Шихуанди (около 210 года до н.э.) облачены в латы из соединенных друг с другом бронзовых или кожаных пластин. Римские доспехи представляли собой некое подобие кирасы: это был кожаный или металлический панцирь для защиты торса. На металлической поверхности с помощью чеканки воспроизводили рельеф мускулатуры, и в XIX веке такой костюм пользовался большой популярностью на всевозможных праздниках и маскарадах: он создавал примерно такой же эффект, как костюмы супергероев из современного кино. Кольчужный доспех, состоящий из множества соединенных друг с другом металлических колечек, оставался в употреблении до конца Средних веков.
Металлическое вечернее платье (модельер Гальяно для дома Christian Dior) »
Металлическое вечернее платье, созданное Джоном Гальяно для осенне-зимней коллекции от-кутюр 2006-2007 гг для Christian Dior, дополнено кольчужным головным убором и кованым наплечником, копирующим деталь ренессансного доспеха.
Геральдические эмблемы на щитах, вымпелах и шлемах служили отличительными знаками в битве, они состояли из определенных тинктур (цветов) и фигур (символов). В эпоху Ренессанса полный латный доспех мог обеспечить надежную защиту в бою, однако такие доспехи носили в основном рыцари. Пешие воины, например швейцарские наемники, одевались в двухцветные дублеты и чулки-шоссы. Именно из армии пришла мода делать на одежде прорези, сквозь которые виднелась контрастная ткань нижней сорочки: через них можно было слегка выпустить сорочку наружу для создания декоративных буфов. Одежду швейцарских наемников скопировали германские ландскнехты, от них эта мода попала к французскому двору, а затем, после женитьбы французского короля Людовика XII на Марии, сестре Генриха VII, перебралась в Англию. Еще один пример влияния военного костюма на светскую моду можно встретить в XVII веке: тогда рукава не пришивали к лифу, а приметывали отдельными стежками через равные промежутки, так что в промежутках виднелась сорочка. Интерес к средневековым доспехам возродился в XIX веке отчасти под влиянием реорганизации арсенала лондонского Тауэра в 1824 году. В те годы возникло увлечение историей, стали воссоздавать рыцарские турниры XVI века. Тогда же место традиционных маскарадов заняли светские костюмированные балы.
Источник: «100 платьев, изменивших мир», Марни Фогг, 2014