Картина «Гардеробная в Клифтонском клубе» (Р. Шарплс, 1817) »
В 1817 г. английская художница Ролинда Шарплс (1794-1838) написала картину «Гардеробная в Клифтонском клубе», изобразив на ней группу элегантных господ и дам, собирающихся в гардеробной перед вечерним раутом. В эпоху, когда призванного на службу гусара окружала аура славы и блеска, элементы униформы и прочая военная атрибутика, в том числе чепрак (подстилка под седло) из леопардовой шкуры,нередко находили отражение в моде. На переднем плане мы видим две женские фигуры в платьях леопардом принтом.
До того как звериные шкуры и кожа рептилий стали модным трендом, в них одевались древние богини - от Египта, где поклонялись кошкам, до легендарных амазонок, охотниц, облачавшихся в шкуры леопардов. Звериный принт на ткани всегда воспринимался как экзотика и входил в моду в периоды географических открытий и исследований природы Африки и Дальнего Востока. Леопардовый принт появился в конце XVIII века во Франции, где его использовали как декоративную отделку, после египетских походов Наполеона, на волне пробудившегося интереса к древнему миру.
Звериный принт ассоциируется с анималистическими чертами женского характера, служит метафорой необузданных сил природы, вызывающих благоговение и страх. В 1950-х годах звезды Голливуда одевались в ткани с реалистичным или условным звериным принтом, исполняя роли могущественных, необузданно сексуальных, архетипичных femme fatale - роковых женщин, современных охотниц за славой и богатством. Звериный принт не носили актрисы, за которыми закрепился образ «девушки из соседнего дома», как за Дорис Дэй, - он больше подходил к эффектной сладострастной внешности Авы Гарднер или балерины Белиты, партнерши Джина Келли, сыгравшей femme fatale в фильме «Приглашение на танец» (1956).
В 1960-х годах со звериным принтом экспериментировал радикальный американский дизайнер Руди Гернрайх. Он создал три ансамбля - с гепардовым, тигровым и жирафовым принтом, - которые закрывали тело с головы до ног, оставляя на виду только глаза: платье, жакет, капюшон, колготки и даже туфли были украшены принтом. Имя итальянского дизайнера Роберто Кавалли неразрывно связано с экстравагантным использованием звериных и рептильных принтов. В весенне-летней коллекции 2000 года дизайнер одел женщин в платья с полосками зебры и ошейники с поводками, усыпанные стразами: модели демонстрировались в комнате с зебровыми обоями.
Образ женщины-хищницы авторства Романа Тыртова (Эрте) » Роман Тыртов (1892- 1990), дизайнер и иллюстратор, работавший под псевдонимом Эрте, приверженец экстравагантной театральности и модной фантасмагории, создал образ женщины-хищницы, усилив впечатление фигурой леопарда в ошейнике, усыпанном рубинами. | Белита из фильма "Приглашение в танец" (1956) » Участница Олимпийских игр, фигуристка, танцовщица и актриса Белита (1923-2005) запечатлена в позе коварной соблазнительницы в фильме Джина Келли "Приглашение в танец" (1956). Костюм для этой роли был создан Рольфом Герардом. | Платье Дж. Гальяно для Dior Haute Couture (весна-лето 2008) » Силуэт, на создание которого вдохновила Джона Гальяно картина Сарджента «Мадам Икс», кутюрье дополнил стилизованным леопардовым принтом. Размер рисунка становится крупнее к расширяющемуся подолу из атласа-дюшес (коллекция Dior Haute Couture, весна-лето 2008) |
Источник: «100 платьев, изменивших мир», Марни Фогг, 2014