В период Московской Руси поверх рубахи носили сарафан - длинное трапециевидное платье с плечевыми лямками, поверх которого иногда надевали еще душегрею - жилет без рукавов, собранный на спине круглыми складками. Праздничные сарафаны были богато украшены цветочными букетами и гирляндами, отделаны золотыми галунами и металлическим кружевом, позолоченными и посеребренными пуговицами, которые нашивали в ряд для украшения швов. На талии сарафан подпоясывали тонким плетеным поясом со свободно свисающими концами. В северных областях шелковый сарафан обычно носили с кокошником, украшенным вышивкой, жемчугом, золотым и серебряным шитьем, перламутровыми плашками. Головной платок, завязанный под подбородком или на затылке, надевали к менее нарядному повседневному сарафану.
Фольклорная природа сарафана и редчайшие орнаменты византийских тканей служат неизменным источником вдохновения для дизайнеров. Ив Сен-Лоран в своей коллекции «Восток» 1976 года представил множество образов, среди которых были также отсылки к костюмам, созданным Леоном Бакстом для «Русского балета» начала XX века, а также богато украшенные душегреи и рубахи. Коллекция, выполненная из самых дорогих и роскошных тканей -парчи, атласа-дюшес и ярких шелков, - была признана одним из самых выдающихся творений дизайнера. Ее появление ввело в моду стиль хиппи-люкс, послуживший источником множества модных тенденций в последующие десятилетия, включая казачьи папахи, альпийские дирндли и «крестьянские» блузы.
Портрете неизвестной в русском костюме (Аргунов, 1784) » На портрете неизвестной в русском костюме (1784) кисти И.П. Аргунова (1727-1802) - кокошник, традиционный русский головной убор, который крестьянские женщины и девушки носили вместе с сарафаном. Замужние женщины обычно покрывали голову полностью. | Платье Антонио Маррас для Kenzo (осень/зима 2009-2010) » Уроженец Сардинии, модельер Антонио Маррас (р 1961), креативный директор Kenzo,продолжает традиции фирмы, сочетая в одной модели несколько сложных орнаментов. Геометрические блоки цветочного принта в осенне-зимней коллекции 2009-2010гг складываются в очертания сарафана. | Русски наряд в стиле хиппи-люкс (Ив Сен-Лоран, 1976г.) » Ив Сен-Лоран (1936-2008) отдал дань уважения «Русскому балету» в коллекции 1976г., которая подтвердила его статус как одного из величайших представителей высокой моды своего времени. Соединение деталей русского национального костюма с роскошными материалами привело к возникновению нового модного стиля хиппи-люкс. |
Источник: «100 платьев, изменивших мир», Марни Фогг, 2014