В 1968 году дизайнер использовал инновационный запатентованный материал кардин (cardine), разработанный по его заказу из синтетического волокна дайнела компанией Union Carbide, для создания платьев-футляров геометрических очертаний с объемным рельефом на поверхности. Эти модели продолжают визуальный ряд, начатый работами в жанре геометрической абстракции с иллюзией глубины. Их создатели - Виктор Вазарели, Эллсуорт Келли, Франк Стелла и другие участники знаменитой выставки 1965 года «Чувствительный глаз» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Модели Кардена также перекликались с ландшафтной и модульной конструктивистской скульптурой и архитектурой того времени (типичными представителями этого направления были Эрвин Хауэр и Бакминстер Фуллер). В свою очередь, Карден с его минималистскими перфорированными формами, напоминающими скульптурные работы Генри Мура и Барбары Хепворт, был представителем футуризма своего периода.
Том Форд воссоздал эту цепь связей в весенне-летней коллекции 2012 года: строгие графические платья - аллюзия на бронзовую скульптуру Хепворт «Разделенный круг». Хепворт искала целостность не в идеальной симметрии, а в распределении на грани равновесия цельных масс и сквозных отверстий. Обратившись к другим выразительным средствам, Том Форд создал сложную систему противопоставленных друг другу округлых черных и белых изображений, в хаосе которых человеческая фигура становится якорем, удерживающим монументальную абстракцию общего силуэта. Коллекция Йоджи Ямамото 2007 года лишена каких-либо намеков на соблазнительность, гендер или практичность. Дизайнер создал платья из плотного трикотажа и шерстяного фетра, позаимствовавшие архитектурную строгость у гигантских стальных инсталляций Ричарда Серра. Однако если Серра самовыражается через подавляющие атавистические формы неземных масштабов, Ямамото облекает человеческую фигуру в объемные текстильные массы, лаконичные до аскетизма.
Нео-брутапизм в скульптурном платье от Пьера Кардена » Скульптурные платья Пьера Кардена были созданы на волне нео-брутапизма в архитектуре и скульптуре. Это направление рассматривало повторяющиеся единообразные модули как консолидированную форму, создающую оптическую иллюзию на основе игры света и тени. | Длиное платье-передник из фетра (дизайнер Йоджи Ямамото) » Созерцательную атмосферу лаконичной абстрактной скульптуры передаёт работа Йоджи Ямамото: длиное платье-передник из фетра в профиль выглядит как рудиментарные крылья ангела, расположенные параллельно вырезу удлиннённой проймы, заходящей вперёд, под грудь. Идеальная гармония композиции, безусловно, свидетельствует о тонком художественном восприятии дизайнера. | Наряды из коллекции «Инерция» (Хуссейн Чалаян, весна-лето 2009) » В коллекции «Инерция» (весна-лето 2009) Хуссейн Чалаян стремился изобразить динамику в статике, выразив действие стихийных сил в форме скульптуры. Поток воздуха омывает неподвижные фигуры в тонких формованных платьях, словно застывших в тот момент, когда их коснулся порыв ветра. |
Источник: «100 платьев, изменивших мир», Марни Фогг, 2014