Тартаном или шотландкой называют клетчатый рисунок, полученный в результате перпендикулярного пересечения разноцветных нитей основы и утка. Использование нитей двух цветов дает трехцветное сочетание на поверхности ткани. Изначально тартан не кроили, мужчины набрасывали длинный отрез ткани на плечо в виде пледа, а женщины носили его как шаль.
В 1746 году ношение тартана и другой национальной одежды было запрещено указом британского правительства, однако в 1781 году, когда угроза якобитского восстания окончательно отошла в прошлое, этот запрет сняли. Возрождению тартана в следующие десятилетия немало способствовали сочинения сэра Вальтера Скотта и романтические образы шотландцев в его романах «Уэверли» (1814) и «Роб Рой» (1817). Позднее тенденцию закрепила молодая королева Виктория, которая начала выезжать на отдых в Шотландию, а в 1848 году купила поместье Балморал.
Ранние тартаны отличались неяркими, приглушенными цветами, поскольку нити для их изготовления окрашивали с помощью натуральных красителей.
С распространением анилиновых красителей в Викторианскую эпоху тартаны стали более яркими, порой даже аляповатыми. Долгое время тартан по-прежнему считался разновидностью традиционного сельского костюма и вышел на модную арену лишь в конце XX века, когда панк-протагонист и белая ворона мира моды Вивьен Вествуд обратилась в своем творчестве к продукции местного производства - шотландскому твиду и тартану. Для представления своей коллекции «Англомания» (см. с. 40) Вествуд придумала клан Макандреас, названный в честь ее третьего мужа и творческого партнера Андреаса Крон-талера, и разработала для него особый клановый тартан. Александр Маккуин также создал собственный вариант тартана - сочетание черного, красного и желтого цветов - и использовал его в своей осенне-зимней коллекции 1995-1996 годов «Изнасилованная Шотландия» (Highland Rape). Название коллекции отсылает к якобитскому восстанию XVIII века и выражает протест против геноцида, который устроили англичане в XIX веке во время «очистки нагорья» - вытеснения шотландских крестьян с их земли.
Сейчас тартан служит постоянным источником вдохновения для ряда модельеров, в том числе для Гарри Холланда, основателя House of Holland, чей образец тартана в пурпурно-желтых цветах был удостоен награды «За лучшее использование тартана» на церемонии Scottish Fashion Awards в 2008 году.
Коллекция «Вдова Каллодена» (модельер А.Маккуин, осень-зима 2006/07) » После "Изнасилованной Шотландии" Александр Маккуин снова обратился к тартану в осенне-зимней коллекции 2006-2007 гг «Вдовы Каллодена». Объемная юбка со складками, вторящая фасону традиционного мужского килта, дополнена неожиданным элементом - тартановым бюстье. | Потрет Флоры Макдональд (1747г.) » Флора Макдональд была заключена в Тауэр за то, что помогла принцу Карлу Эдуарду Стюарту (Красавчику Чарли) спастись от англичан после битвы при Каллодене в 1746 г. После освобождения из темницы в 1747г. она заказала портрет, для которого позировала в тартане гербовых цветов Стюартов. | Платье из коллекции Р.Джардини (осень/зима 2003-2004 гт) » Росселла Джардини продолжает развивать традиции марки, основанной провокатором и хулиганом мира моды Франко Москино (1950-1994). Для осенне-зимней коллекции 2003-2004 гт. она создала стилизацию на тему шотландской знати: пышный присборенный килт знаковых черно-красных цветов Moschino с золотым гербом на тартановом лифе. |
Источник: «100 платьев, изменивших мир», Марни Фогг, 2014