Костюмы III уровня вполне достойны в роли повседневной одежды, также существует ряд неформальных мероприятий, которые можно посетить в «рабочем» костюме — например, рядовые деловые встречи и переговоры, неторжественные презентации и премьеры (если главное лицо — не вы!) и др. Эти события — устно или письменно — определяют уровнем:
Semi-formal (полуформально)
Casual (повседневная одежда)
Informal (неформально)
Free-stile (свободный стиль)
Вариации мужских костюмов III уровня
Материалы:
• Плотная пестротканая шерсть, твид, фланель, также смесовые ткани (не более 50% синтетического включения).
• Вельвет, лен, деним.
• Замша и кожа22 — для пиджаков.
• Непарные пиджаки и брюки.
Цвет: темные оттенки для холодного сезона, светлые и яркие — для теплого сезона.
Рисунки тканей костюмов III уровня (см. Справку 2, классические рисунки):
• Все клетки — интеллигентный гленчик, неформальные «гусиные лапки» и пепита, яркие шотландки. Любые привычные нам клетки — всего лишь III уровень статуса костюма!
• Заметная «елочка» (она же «рыбья кость») в плотных твидах.
• Маренго — «соль с перцем» — в плотных или рыхлых тканях.
Фасоны костюмов III уровня весьма разнообразны: из плотных твидов и замши чаще шьют однобортные пиджаки (двойной запах из толстых тканей не делают), из тонких камвольных тканей, вельвета и льна делают и двубортные, и однобортные модели (рис. 19). Выбор фасона — дело вкуса и телосложения.
Спортивные пиджаки входят в эту же категорию. Спортивный по стилю фасон характеризуется множеством дополнительных деталей: пуговицами на два отверстия (на обычных костюмных пуговицах — четыре), накладными карманами, контрастными строчками, хлястиками, встречными складками на спине (и на карманах), заплатками на локтях и пр. Главное, с точки зрения хорошего вкуса,— деталей не должно быть много!
Костюмы из одной ткани. Цельные костюмы (пиджак и брюки) шьют из тонких фланелей, из шерстяных и полушерстяных тканей в деликатную клетку (гленчик). Отличные неформальные костюмы получаются из вельвета (всесезонные), денима и льна (на теплый сезон).
Непарные пиджаки и брюки. Из тонких тканей с ярким заметным рисунком шьют только один предмет костюма — или пиджак, или брюки, чтобы не возникал эффект «визуального шума», чрезмерного количества клетки или «елочки» в одежде.
Из толстых и рыхлых твидов и замши делают только пиджаки (брюки из этих материалов носить было бы трудновато). Подобрать к ним удачные брюки в ансамбль - это действительно искусство!
Что касается непарных пиджаков, самое важное - создать контраст: если пиджак и брюки очень похожи, может показаться, что вы спросонья перепутали костюмы. Контраст достигается с помощью различных тканей, рисунков и цветов. Гладкая камвольная шерсть приятно контрастирует с сухостью льна, а фактура вельвета удачно сочетается с твидом. Рисунчатые пиджаки гармонируют с однотонными брюками, и наоборот.
Если рисунок на непарных пиджаках и брюка.х достаточно крупный, при сочетании возникают неприятные эффекты, вызывая раздра.жение окружающих, у которых рябит в глаза.х. Желаемого эффекта можно достичь, на.дев брюки в крупную клетку с однотонным пиджаком; такие сочетания встречаются редко, благодаря им вы сразу выделитесь из толпы и не будете вызывать неприятные ощущения. Теперь о цвете: серые брюки подходят ко всем пиджакам, кроме серых, к ним надо подбирать коричневые, синие или белые брюки.
Николо Антонджованни.
Костюм. Практическое руководство для амбициозных мужчин
Вот уж точно: не соединяйте пиджак и брюки из похожих тканей: в этом случае костюм выглядит «перепутанным» и вы производите как минимум «бедное» впечатление, а как максимум — глупое...
Пиджак с джинсами — еще одно спорное сочетание.
Еще не так давно пиджачно-джинсовое соединение являлось эпатажным и недопустимым с точки зрения хорошего тона. Однако смелые и талантливые модники убедительно ввели такие сочетания в число допустимых. Но если люди моды и шоу-мира готовы экспериментировать и умеют «вкусно» соединять с узкими джинсами даже смокинги, то солидным представителям делового мира следует понимать: джинсы должны быть хорошего кроя, лучше широкие и прямые (зауженные и бесформенные штаны не годятся), а пиджаки — плотные: из твида, фланели, вельвета или замши. Соединяя же случайные джинсовые брюки с костюмными пиджаками, вы получите абсолютно нелепый результат.
Сорочки под костюмы III уровня — более разнообразны, чем уровнями выше:
• цветные — включая глубокие темные и яркие оттенки;
• в яркую контрастную полоску (оксфорд);
• в клетку (виши);
• в рубчик (например, тонкий вельвет);
• трикотажные сорочки-поло;
• разнообразные джинсовые варианты;
• сорочки спортивного стиля (иногда его называют стиль Hugo Boss) — с отстроченной планкой для пуговиц, с двумя карманами и пуговками на уголках воротничка (англ. button down); эти сорочки хороши и под пиджак, и сами по себе.
Трикотажные пуловеры и джемперы с высоким или средним воротом способны на этом уровне достойно заменять привычные сорочки. Конечно, речь — о качественных изделиях на основе натуральной мериносовой или кашемировой шерсти (возможно, с добавлением шелковых или мохеровых волокон), с надежными резинками и плоскими грамотными швами.
Жилет — только с однобортными пиджаками. Жилеты к костюмам III уровня могут быть шитыми (однобортными) или трикотажными. Трикотажные жилеты могут быть как однотонными (с ними комбинировать проще, но скучнее), так и с рисунками (хороши и ромбы аргайл, и «гусиные лапки».
Шитые жилеты из однотонной ткани легко сочетаются с пиджаками в классическую «елочку» или крупную клетку. Но если вы владеете искусством, можно попробовать составить более сложные комбинации жилета и пиджака из тканей с рисунком (держим в уме: плюс брюки и сорочка в законченном ансамбле).
Галстук — к костюмам III уровня (спортивным по стилевому направлению) подбирают галстуки III уровня. Это достойные галстуки из натуральных волокон (нет полиэстеру!):
• Галстуки из тонкой шерсти и кашемира (к фланелевым и твидовым пиджакам).
• Галстуки из льна, льна с шелком или тонкой шерсти с шелком.
• Галстуки в клетку (редко бывают в моде).
• Галстуки с многоцветными рисунками из серии пейсли с крупными «турецкими огурцами».
• Галстук, завязанный «неформальным» свободным узлом.
• Отсутствие галстука!
Nota bene
Высокая застежка жилетов и V-образные вырезы трикотажных пуловеров отменяют галстук — как с точки зрения этикета, так и с точки зрения хорошего вкуса: концентрируется слишком много противоречивых линий у лица — вырез и лацканы пиджака, вырез жилета (пуловера), воротничок сорочки плюс расходящееся лезвие галстука — это явный перебор.
Обувь — модельный ряд туфель к костюмам III уровня значительно шире: перфорированный инспектор на шнурках, пенни (они же лоферы) без шнурков, различные мокасины.
Непарные пиджаки очень полезны, особенно блейзеры, потому что их можно носить без галстука и при этом выглядеть элегантно, несмотря на тенниску и мятые хлопковые брюки. Но в сочетании с отутюженными брюками, приличной рубашкой и обувью, начищенной до блеска, непарные пиджаки придадут вам не только деловой и менее формальный, но и почти элегантный вид.
Николо Антонджованни
Как видите, к III уровню мужского костюма относится весьма большой спектр одежды. Эти варианты имеют статус ниже протокола (являются неофициальными), и, хотя их можно носить в рабочем порядке в офисе, для «встреч на уровне» они не подходят.
Nota bene
Подведем итоги: мужская одежда предельно функциональна и системна, в ее основе — костюм, сорочка, галстук, обувь. Система эта как позволяет четко обозначить рамки приличий по рангу события, так и дает возможность свободного самовыражения благодаря системности и многовариантности сочетаний. Иногда эту систему — регламент по уровням костюмов — путают с английским термином dress-code. Пересечение определенно наблюдается, однако не буквальное. О дресс-коде обязательно подробно поговорим ниже. Об уровнях же хочу повторить генеральную мысль: это сама суть костюма — для чего он, собственно, был создан. Хорошие и разнообразные костюмы, выбранные притязательно и со вкусом, прослужат вам верой и правдой много лет! А сорочки и галстуки следует менять чаще, чтобы не выпадать из современности и чтобы ваша одежда вас не утомляла.
Носит власяницу, но всегда недоволен ее покроем.
Станислав Ежи Лец
Источник: «Мужской костюм: Полное руководство по подбору и эксплуатации», Т. Белоусова, 2012