Николо Антонджованни
Итак, теперь, обремененные правилами и знаниями, соединим для начала минимальное число элементов — три — в элегантное «множество». В первых попытках, возможно, будет непросто, поэтому главное — практиковаться, и придет свобода, рабочий автоматизм или радостное щегольство.
Шаг 1. Выбор костюма
Соразмерно общим габаритам определяем предпочтительный фасон костюма — одно-или двубортный, а равно форму и ширину лацканов. Учитываем одновременно корпулентность фигуры, мощность шеи, размеры лица.
Принцип: крупным — крупное, средним — среднее, мелким — мелкое (узкое).
Широкие лацканы костюма — крупным мужчинам (исключение — невысокий рост, таким людям лучше средний размер); двубортные костюмы (уменьшают рост, увеличивают полноту) подходят мужчинам среднего и высокого роста и нормального телосложения.
Напомним, что этим счастливчикам можно всё в рамках здравого смысла, дресс-кода и вкуса.
Не забываем важность правильной посадки костюма — без этого самый лучший костюм не поможет вам выглядеть одетым хорошо!
Правило логичности по формуле «куда, когда, с кем?» укажет, сколько и каких именно костюмов следует иметь вам в гардеробе...
Шаг 2. Выбор сорочек
Итак, следуем алгоритму:
1. Соразмерно фигуре, шее и лицу, с учетом ширины лацканов костюма выбираем форму и величину воротничков. Принцип тот же: крупным — крупное, небольшим — мелкое (узкое).
Эта ситуация сохраняется и при выборе рисунка ткани: так, заметная крупная клетка или широкая полоска делают худощавого невысокого мужчину нелепым.
2. Чистота линии. По форме лица и шеи выбираем форму воротника и высоту внутренней стойки.
Ответственно выбираем угол «улыбки» между отворотами воротничка! Острый, прямой, тупой, развернутый — он не должен противоречить линии скул и ширине лица.
И конечно, сорочка должна хорошо сидеть для общей аккуратности всего ансамбля.
3. Чистота стиля. Важно выдерживать соответствие уровня костюма и уровня сорочки — что гарантирует 100%-ное «попадание» в стилевое направление и отсутствие грубых ошибок.
4. Логичность. С одной стороны, это правило дублирует предыдущее — именно событие диктует выбор уместного костюма и, следовательно, уровень сорочки. С другой стороны — сорочки имеют и самостоятельные признаки формальности — форму воротника и манжет.
Так, например, ваше событие подразумевает костюм II уровня, а вам нужно произвести яркое впечатление. Выберите более пафосную сорочку с эффектным воротником и манжетами под запонки. Или наоборот, вам важно продемонстрировать открытость и демократизм, тогда под костюм II уровня используйте сорочку того же уровня (однотонную, без нагрудного кармана) с привычным воротником (с прямым углом отворотов) и обычными итальянскими манжетами. Такая восхитительная тонкая игра...
5. Цвет к лицу. Формальные сорочки — всегда белого или светлого тона. Выбор белоснежной сорочки — самый простой способ создать элегантную комбинацию «костюм—сорочка». Однако игра цветовых акварельных оттенков всегда подчеркнет индивидуальность и нетривиальный вкус носителя.
Принцип: холодному тону кожи (он у большинства российских мужчин: и брюнетов, и русоволосых) — холодные оттенки сорочек; теплому тону кожи (шатены, рыжеволосые, золотистые блондины) — теплые цветовые нюансы.
Физическое явление — рефлексия цвета на кожу — очевидно: любая вещь, расположенная у лица, изменяет оттенок кожи и глаз. Отсвет тона сорочки, галстука, джемпера может выделить все недостатки — даже те, о которых вы не подозревали, или же наоборот — «включить» свет в глазах и оживить тон кожи. (Обязательно поставьте эксперимент (физика, оптика, 5 класс) и внимательно ознакомьтесь со своим портретом в зеркале — в отсвете холодных и теплых нюансов. Сделайте, не поленитесь — будете удивлены!)
Короткий экскурс в цветоведение: голубые оттенки в мужских сорочках, как правило, холодные, тогда как розовые или серо-бежевые тона могут быть как теплыми, так и холодными или нейтральными...
То есть весьма важно (для собственной уверенности) развивать ассоциативное видение цвета в целом. И основывать цветовыбор деталей гардероба не на модной волне или порыве души (нравится!), а на шкале холодности—теплоты. Тогда все элементы вашего ансамбля будут легко сочетаться друг с другом и украшать лично вас!
Nota bene
Выбор цвета сорочки не зависит от моды! Ведь как бывает? То все надевают холодные розовые, то опять всем миром — теплые лососевые, то — темные лиловые...
В итоге лица, склонные к проявлению красноты в розовых сорочках, будто только что вышли из парилки, брюнеты «в лососе» имеют бледный желтушный вид, хуже выглядят только белесые блондины в пурпуре — они совершенно «теряют лицо»!
Сорочки с рисунком. Прежде всего респектабельные тонкие полоски и мелкие клетки Виши — также выбираем по принципу холодности-теплоты. («Огурчики» пейсли и прочие флористические узоры — варианты для отдыха, такие веселые расцветки не носят с костюмами и галстуками... )
Дополнительно учитываем степень контраста между основным фоном и рисунком: ярким людям с пронзительной внешностью — резкие контрасты, людям малоконтрастной внешности — мягкие сочетания фона и рисунка.
Цветные сорочки ярких и темных тонов всегда относятся к III уровню, их использование ограничивает протокол, а подбор подходящего к ним галстука затруднен с точки зрения хорошего вкуса. Несмотря на веяния моды и идеи дизайнеров, в деловом мире сохраняется правило: галстук должен быть темнее сорочки!
Шаг 3. Включаем галстук
Этот финальный аккорд может как блестяще завершить все ваши старания по созданию ансамбля, так и свести к нулю предыдущие усилия...
Вы тщательно выбрали костюм — он сидит и соответствует. Повозились, подбирая к нему лучшие варианты сорочек. Кстати, разумно сразу взять несколько разных под каждый костюм, что избавит от лишних визитов в магазин и обеспечит выбор. Для «рабочего» костюма желательно приобрести 4—5 штук, что дает возможность иметь свежую подходящую сорочку на каждый день рабочих будней.
Теперь подходим к галстукам, следуя все тому же алгоритму.
1. Соразмерность ширины галстука и величины узла общим габаритами фигуры и размеру головы, и обязательно — форме воротничка сорочки. Чем больше угол «улыбки» между отворотов воротника, тем крупнее узел. Прямой угол сочетается со средним узлом, острые углы отворотов потребуют узкого узла.
Равно габаритам человека должен соответствовать размер рисунка ткани — полоски, фигуры, «огурцы». Принцип все тот же: крупным — крупное, и наоборот.
2. Чистота линий в случае с галстуком, имеющим обычно строгую прямую форму, проявляется скорее в рисунках ткани: например, печатный геометрический рисунок может быть выполнен из угловатых фигур (ромбы, квадраты) или из округлых («огурцы», круги). Принцип: прямым лицам — прямолинейные, округлым — округлые. Параметр этот тонкий, для внимательного глаза, но очень эффектный!
3. Чистота стиля достигается легко, практически математическим определением уровня.
4. Логичность и уместность галстука также определяется уровнем. Напомним, респектабельных галстуков немного: однотонный, мелкая крапинка, вытканный мелкий повторяющийся рисунок и авторитетные диагональные полоски — и всё!
Не менее осторожными следует быть и с дизайнерскими галстучными экспериментами — эти самодостаточные галстуки очень сложно соединить в красивый умный ансамбль с формальным костюмом, их история — «неправильные» эпатажные варианты пиджаков и клубные вечеринки.
Nota bene
Для успеха «неправильных» историй требуется большой опыт элегантности. Увы, этот талант дан не всем. Умнее и логичнее знать и выполнять правила, осознанные «нарушения» всегда на порядок лучше бессистемных «поисков себя». (Тезис распространяется не только на галстуки, но и на весь спектр одежной темы!)
5. Цвет к лицу. Очевидно, задача по нахождению лучших цветовых комбинаций «костюм— сорочка—галстук» имеет множество решений, и передать весь объем информации «для глаза» словами невозможно...
Чтобы избежать визуально неприятных и неверных по смыслу сочетаний, остановимся на некоторых принципиальных правилах.
Принцип первый: галстук должен быть темнее сорочки и светлее пиджака! (Упоминаемые «негативные» варианты: темная сорочка и светлый галстук — дизайнерские происки — остаются вне делового мира, а иногда и вне хорошего вкуса.)
Принцип второй: один-два тона в рисунке галстука попадают в цвет сорочки и в цвет костюма одновременно. При этом идеально, если другие цвета рисунка будут соответствовать цвету глаз или волос, совпадая или оттеняя их на контрасте.
Принцип третий - минимализм! При соединении рисунков следует придерживаться именно его: к активному рисунку сорочки - однотонный галстук, и наоборот.
Так, можно встретить рекомендации о воссоединении полоски и клетки, что ранее считалось недопустимым. Автор остается противником такого эстетического решения (за редким исключением) и не рекомендует экспериментировать с этаким «калейдоскопом».
Равно не стоит злоупотреблять полосками одновременно и в костюме, и в сорочке, и в галстуке. Вариант этот возможный, но рискованный по той же причине чрезмерного визуального шума.
Принцип четвертый: холодности-теплоты. Помните, что есть те цвета и оттенки, что вас украшают, и те, которые вам противоречат и органически «не соединяются» с вашей внешностью! Если вы относитесь к холодному цветотипу, то даже не смотрите в сторону песочных костюмов, бежевых и желтых сорочек, зелено-травяных галстуков — они для «теплых» шатенов и рыжеволосых.
В мужской моде больше именно холодных цветов и сочетаний, особенно в формальной теме: темно-синие и серые костюмы, белые и бело-голубые сорочки — что на руку «холодным» мужчинам, им всего лишь нужно не ошибиться при выборе галстука в той же холодной гамме: синие, бордо, изумрудно-зеленые сочетания в рисунках.
А вот «теплым» (среди россиян их немного) придется поддерживать свой цветотип в формальной теме именно при помощи галстуков — светло-зеленых, оранжевых, солнечно-желтых и томатно-красных оттенков. Для теплого цветотипа к респектабельным темно-синим и серым костюмам хороши именно светло-серые или светло-бежевые сорочки и галстуки необычных расцветок (которые привлекают пижонов из «холодных», но не подходят им!) — табачные и зелено-травяные, цвета бирюзы и морской волны, сочетания цвета taupe с оранжевыми, красными и синими включениями. Это всего лишь частные примеры возможных решений, но искренне надеюсь, что они помогут нашим мужчинам...
Источник: «Мужской костюм: Полное руководство по подбору и эксплуатации», Т. Белоусова, 2012