На рубеже 19-20 вв. появляется «новый стиль» — модерн, провозгласивший Программу всеобщего обновления. К сожалению, он не имел фундаментальной школы и не успел сформировать законченных и всеобщих эстетических стереотипов. В отличие от искусства минувших веков, он не выработал устойчивой модели стиля. Модерн обвиняли в декадентстве и дурном вкусе, и в 10-х гг. 20 в. он был поглощен и оттеснен ретро-стилями.
Но вместе с изменившимся ритмом жизни на рубеже веков, с появлением автомобилей, фотографии, кино, велосипедов, новый стиль стал важным фактором, влияющим на женскую моду.
Появилось два направления развития нового стиля: первое основывалось на изучении естественных форм человеческого тела; другое, исходя из соображений гигиены, объявило войну корсетам, как предмету, вредному для здоровья.
И к концу 19 в. мода создает новый стиль, который позволяет договориться противникам. Входят в обиход юбки-клеш с блузками, жакетами, пальто, и в то же время появляется новая постановка фигуры, напоминающая латинскую букву «S». При этом верхняя часть фигуры слегка наклонена вперед (так называемая «голубиная грудь»), живот втянут, а нижняя часть корпуса как бы немного отодвинута назад. Это достигалось с помощью специального корсета, стягивающего талию до модного объема (приблизительно 55 см).
Несмотря на то, что против корсетов активно выступали врачи, большинство женщин по-прежнему было готово ходить в панцире, на 10-15 см уже нормальной талии. Среди прочих, выдвигался, например, следующий аргумент против отмены корсетов: плотные, тяжелые ткани будут ложиться слишком большой тяжестью на плечи, в то время как корсет дает возможность перенести часть тяжести на Ведра.
Некоторые женщины в противовес этой моде начали носить платья реформ, большое внимание стало уделяться белью, которое отделывали кружевом и выпивками. В моде были высокие прически с шиньонами на темени и валиками над лицом. Шляпы носили с большими полями, украшенные цветами, лентами, перьями, вуалью.
В 90-х годах пытались ввести в моду юбку-брюки, но оказалось, что ее время еще не пришло, хотя тенденцию к упрощению костюма остановить уже было невозможно.
В 1902 г. «Новая парижская мода» писала: «С растущим количеством трудящихся женщин разница между рабочей и выходной одеждой будет становиться все больше, первая должна будет исключительно служить своей цели, вторая допускает фантазию, стремление к роскоши. Возможно, таким образом удастся разрешить в будущем вопрос женского туалета. Возможно!»
Источник: «Энциклопедия моды», Р. П. Андреева, 1997