В одежде основными линиями стали горизонтальные — в противовес вертикальным, готическим.
Женщины носили два платья: нижнее с длинными рукавами, а поверх распашное, называемое гамурра. Платья стали отрезными по талии, длиной до полу и со шлейфом, шились они из дорогих тканей типа тафты, бархата, шелка; так как это были тяжелые ткани, юбка делалась широкой и закладывалась мягкими складками. Особое внимание уделялось рукаву: узкие рукава обычно разрезались вдоль и скреплялись пуговицами или шнуровкой, иногда их разрезали поперек локтя и тоже соединяли шнурками.
Но одним из важных условий красоты женщины этого периода считались белокурые волосы. Поэтому их либо красили, либо носили накладные волосы, но самым важным был высокий лоб. Чтоб он казался выше, не только женщины, но и мужчины выщипывали брови, высоко выбривали лоб.
Вошли в моду перчатки, кружевные носовые платки, веера, муфты, черные полумаски.
В мужской моде появляется плащ, в основе которого лежит античная тога Это широкий длинный, ниспадающий красивыми складками плащ с длинными рукавами и широким воротником. Плащ, созданный в «интеллектуальной» Италии стал символом ученых и интеллигенции, признанием пользы, которую они приносят обществу своими знаниями и кругозором. Эта классическая одежда дожила до наших дней: это официальная одежда для университетских церемоний, это сегодняшняя одежда судей, в частности в России.
Северные области Европы эпоха Возрождения охватывает в разное время Францию в конце 15 в., Испанию и Англию в 16 в.
Германия тоже не осталась равнодушной к новой моде, в особенности к разрезам. Узкая одежда не могла нравиться германской молодежи, военным тем более. Вначале разрезы появляются на локтях, плечах и коленях. Обычно вниз подшивали другую материю, но ландскнехты, из бедности или хвастовства, выставляли напоказ свою голень. Затем разрезы распространились по всему костюму, приняли разные формы: листьев, звезд, треугольников, крестов и т.п. В конце концов, камзол состоял из нашитых ленточек. Писатели того времени возмущались: «У каждой нации, у каждой страны есть свой собственный костюм, только у нас немцев нет ничего своего. Мы одеваемся по-французски и по-венгерски, и чуть ли не по-турецки, а по глупости нашей ничего своего придумать не в состоянии. Чего-чего мы ни делали за последние тридцать лет: кроили и перекраивали наши панталоны на разные лады, и такая гнусная, омерзительная одежда вышла из них, что порядочному человеку становится страшно и возмутительно. Ни один висельник не мотается так отвратительно в своей петле, до того не истрепан, и не растерзан, как наши теперешние панталоны... Фу, какой срам!»
К середине 16 в. в Дании было приказано разрезать этот костюм на каждом, кто покажется в нем на улице.
Источник: «Энциклопедия моды», Р. П. Андреева, 1997