Так, в 20-х годах актуальными были женственные и романтичные фасоны одежды, и, как это ни парадоксально, одновременно стали входить в моду короткие стрижки под мальчика. При этом укладывались волосы мягкими волнами или же, если они были достаточно длинными. закручивались концами внутрь.
Фасоны одежды, которые можно назвать характерными для данного периода, — платья прямоугольного силуэта длиной до колен, с заниженной талией, круглым вырезом, или же вырезом-«лодочкой», короткими цельнокроеными рукавами или без рукавов; но низу платья шли воланы или складки. Другой вариант — платье рубашечного покроя, которое носилось с пояском. Модные в то время прямые платья с заниженной тати-ей тоже могли носиться с поясом, но в таком случае они выполняли чисто декоративную роль — их вдевали в шлевки ниже талии, на уровне бедер, и не затягивали.
Шились платья преимущественно из натуральных однотонных тканей, чаще пастельных тонов, синтетики в то время еще не было.
Одной из главных сенсаций моды стали открытые ноги (в моду впервые вошли короткие платья, едва прикрывавшие колени), поэтому важными аксессуарами стали тонкие фильдеперсовые чулки и элегантные остроконечные туфли с большим вырезом.
Модницы дополняли свой наряд шляпкой с небольшими, опущенными вниз полями — в форме колокола. Форма такой шляпки точно повторяла форму головы, а носить ее полагалось низко надвинутой на лоб.
Самой популярной одеждой для отдыха в то время были костюмы и платья в матросском стиле. Костюмы обычно состояли из просторной белой блузы с воротником-«матроской» и юбки в складку или же брюк с высоким поясом и складками на талии, благодаря которым брюки расширялись на бедрах. Платья — с заниженной, по моде того времени, талией, юбкой в складку и опять же с матросским воротником, который оканчивался бангом или небольшим галстуком В качестве отделки таких костюмов и платьев использовались канты, шнуры, эмблемы — все го, что, в общем-то, характерно для морского стиля и сейчас. Осталась без изменений и цветовая гамма- на протяжении уже многих лет неизменными цветами одежды морского стиля остаются белый, синий и красный.
Летние костюмы дополняли шляпки из соломки или вязанные крючком из белых хлопчатобумажных нитей. В качестве декора использовались ленты, искусственные цветы.
Изящество наряду придавали ажурные перчатки длиной до запястий.
Но, пожалуй, самыми примечательными аксессуарами были летние зонтики из легкой шелковой или хлопчатобумажной ткани, украшенные рюшами и оборками, с костяными или же деревянными ручками. Ручки зонтов часто украшались ажурной резьбой или инкрустацией, иногда они даже имели форму экзотических птиц и животных. Цвет и фасон зонтика непременно должны были гармонировать с одеждой. И, конечно же, такие изящные аксессуары не только спасали дам от солнца, но и придавали их наряду особую изысканность и женственность.
В 30-е годы ХХ-го века женская мода несколько изменилась: в начале 30-х появились юбки с высокими разрезами, короткие (по тогдашним меркам) платья длиной до колена, прилегающего силуэта, подол которых часто украшался бахромой из шелковых нитей. По-прежнему не утратила актуальности заниженная талия.
В женскую моду впервые входят длинные брюки, свитера, трикотажные платья.
Одновременно появляется мода на очень женственные, почти эротичные платья из прозрачных тканей с глубокими вырезами на груди или спине, шелковые чулки со стрелкой, туфли-лодочки на высоком каблуке, танкетки на высокой пробковой подошве, туфли с ремешками, опять же на высокой пробковой или деревянной подошве.
Верхняя одежда — пальто — была прямого силуэта, асимметричного кроя и украшалась большим меховым воротником с длинным ворсом
Непременным аксессуаром оставались перчатки — шелковые, атласные или лайковые. Они полагались не только к теплому пальто, но и к летним платьям без рукавов.
Фасоны, особи пользовавшиеся в те годы популярностью, — это так называемые «торсо» и «чарльстон». Особенностью платьев покроя «торсо» была удлиненная верхняя часть, которая доходила до бедер и оканчивалась короткой юбкой Платье «чарльстон» имело прямой лиф, заниженную талию, короткие рукава (однако они могли и вообще отсутствовать) и две присборенные юбки, одна короче другой.
Наряд могли дополнять шифоновая шаль или широкий газовый шарф, которые красиво драпировались или же просто накидывались на плечи.
Роскошными аксессуарами, достойными вечерних туалетов, считались меховые боа, горжетки, бархатные и атласные манто. Боа — длинный шарф из меха или перьев — обматывали вокруг шеи. Горжетки могли изготавливаться как из дельной шкурки пушного зверя (лисицы, соболя, песца), вместе с лапками, мордочкой хвостом, так и комбинироваться из нескольких шкурок и украшаться множеством хвостиков. Носили горжетку чаше всего с декольтированными платьями, накинув ее на плечи.
Для украшения одежды использовались бутоньерки из живых цветов, броши, опять же в виде цветов, медальоны, узкие черные бархатные ленточки, плотно прилегающие к шее, и, конечно же, бусы, чаще всего—длинные нитки жемчуга или их имитация (впервые имитацию жемчуга предложила знаменитая Коко Шанель, собственно, с этого и началась история бижутерии). Бусы, по моде тех лет, должны были обвязать шею в несколько рядов, первый из которых плотно прилегал к шее, а последний достигал уровня пояса.
Наряд дополняла маленькая сумочка в форме мешочка, вышитая бисером и украшенная эмалевыми вставками.
В конце 30-х особо модным стало подчеркивать талию: актуальность приобрели приталенные фасоны платьев с подчеркнутой линией талии и широкой, иногда многослойной, юбкой из шифона и льна, длина которой теперь несколько увеличилась. Особенностями кроя таких платьев были треугольные кокетки, плиссировка, сборки и воланы, широкие воротники, отделанные фестонами или и рюшами. Рукава приподнимались с помощью плечиков или (для летних моделей) выполнялись в форме «фонарика». Таким образом, силуэт обрезает форму двух треугольников, соединяющихся вершинами, то есть становится X образным. Талия часто дополнительно подчеркивалась узким кожаным или тканевым на жесткой основе поясом, обычно в тон одежде Пряжка пояса обтягивалась той же кожей или тканью, из которой был выполнен пояс.
Ткани, которые использовались для пошива одежды — это в основном хлопок, шелк, вискоза, шерстяной креп.
Непременными аксессуарами были шляпки с узкими полями или же вовсе без полей — так называемые шляпки-таблетки, а также береты. Носить головные уборы было принято несколько под углом. И, конечно же, наряд по-прежнему был немыслим без дополнения в виде перчаток.
Во второй половине 30-х изменению подвергся фасон сумочек: на смену матерчатым «мешочкам» пришли кожаные сумочки с тремя отделениями.
Более женственными стали прически: на смену коротким стрижкам типа «гарсон» пришли прически из полудлинных волнистых волос, концы которых завивались наружу, а впереди, надо лбом, волосы укладывались валиком.
Неизвестно, как сложились бы тенденции моды в дальнейшем, по грянули грозные 40-е годы, целиком изменившие приоритеты: мода надолго отступила на второй план. Война, тяжелые послевоенные годы, когда именно на женские плечи легла нелегкая задача восстанавливать страну из руин, не могли не сказаться на выборе одежды: почти на целое десятилетие женщины вынуждены были облачиться в шине ни и телогрейки взамен платьев и кокетливых нарядов Но даже в таких невероятно тяжелых условиях, несмотря ни на что, женщина все равно продолжала оставаться женщиной. И, как только отгремела война, мода снова заявила о себе.
Можно отметить, что основные модные тенденции конца 30-х и в 40-е годы каким-либо кардинальным изменениям не подверглись: в моде остался Х-образный силуэт, только плечи увеличились еще больше, длина юбки снова несколько укоротилась, а талия стала подчеркиваться широким поясом с металлической пряжкой, так что одежда даже немного напоминала форменную. Абсолютным новшеством можно считать костюм, состоявший из короткой узкой юбки и короткого приталенного жакета с небольшими жесткими подплечниками, а также облегающее платье. Фасоны одежды отличались простотой и строгостью, минимумом декоративных деталей. Украшения заменяли платки и шарфы, которые повязывали на шею и использовали в качестве головного убора — шляпка теперь стала для многих непозволительной роскошью. В начале 40-х появились чулки из нейлона со швом-стрелкой. Те, кто не мог себе позволить такой аксессуар, красили ноги коричневой краской, а сзади карандашом рисовали на ноге стрелку.
Главным требованием к обуви была прочность, поэтому туфли непременно имели прочную подошву-танкетку, ботинки были на шнуровке.
Верхняя одежда — пальто и плащи — несла на себе отпечаток военного стиля: большие воротники, широкие плечи. Большую популярность в этот период приобрели шубы.
Во второй половине 40-х модным аксессуаром стали меховые горжетки
Очень разнообразными в конце 40-х годов были модели сумок: это и маленькие, расшитые бисером, сумочки, и большие, с наплечными ремешками. Но наибольшую популярность получили сумки-конверты.
Простоту и скромность 40-х унаследовала и мода начала 50-х годов, видимо, надевать броские и изысканные наряды женщинам было все еще непривычно. В это время модными считались платья и пальто прямого или же А-образною силуэта длиной до середины икры, блузки с воротниками, которые откладывались на ворот пиджака, грубоватые бот инки и узкие остроносые туфли на невысоком каблуке.
Одежда того времени имела очень мало декоративных деталей: платья, юбки, блузки были самыми простыми, безо всяких рюшей, воланов и т. п., но шились они из тканей ярких, чистых цветов.
Вместе с тем в 50-е в моду возвращается женственность: снова обретают былую популярность пышные юбки (чтобы придать им большую пышность, женщины надевали под платье многослойную нижнюю юбку из сетчатой ткани), подчеркнутая линия талии. Только плечи теперь делаются не широкими, как это было модно в 30-е годы, а небольшими, покатыми. Для платьев и костюмов характерен маленький облегающий верх, затянутая талия и широкая юбка, длиной до середины икры. Очень модными считались жакеты-болеро, плотно облегающие талию и расширяющиеся книзу.
Популярный фасон обуви — туфли с ремешком на щиколотке.
Популярными аксессуарами были шарфики из шифона или шелка, которые повязывались на шею, шляпки, снова вернувшиеся в моду, маленькие сумочки, ремни из кожи рептилий.
И опять в моде остаются перчатки, которые носят со всеми нарядами и во все сезоны.
Тогда же в моду вошли алая помада, прически «конский хвост» и валик на затылке.
А 60-е годы считаются временем рождения молодежной моды. Если раньше четких возрастных границ в моде не наблюдалось и женщины всех возрастов носили практически одни и те же платья и костюмы, то теперь ситуация изменилась. И еще одно открытие 60-х — в моду входит мини-юбка.
Мальчишеская фигура, пышная стрижка, ярко подведенные глаза, непременно со «стрелками» — вот каков был женский идеал тех лет.
Одежда по-прежнему отличалась простотой покроя, четкими геометрическими формами, минимумом отделки. Очень модными считались в то время приталенные пиджаки с английским воротником, которые шились из замши и велюра, расклешенные брюки. Длина одежды особого значения не имела: в равной степени были актуальны фасоны мини, миди и макси. Платья — неприталенные, с круглым или острым воротничком и накладными карманами с контрастной отделкой шились чаше всего из набивного ситца. При выборе тканей предпочтение отдавалось черно-белым геометрическим узорам и серебристым оттенкам. Приобретают популярность вещи из искусственного меха и блестящей кожи.
В конце 60-х появляются первые хиппи, и в моду входит широкая цветастая одежда, майки с разнообразными надписями и рисунками.
Популярными аксессуарами были широкие пояса и ремни, которые носили свободно лежащими на бедрах — они были столь популярны, что их надевали с юбками, платьями, сарафанами, пальто. Украшения — крупная и яркая бижутерия из пластика.
Обувь, которую носили модницы того времени, — это туфли со срезанным или закругленным носом, на широком устойчивом каблуке или на платформе, элегантные ботинки, замшевые ботики в стиле хиппи, но особенно остромодными считались сапоги, их носили, невзирая на сезон, с любыми нарядами. Особо ценились модницами сапоги белого цвета.
Прически в стиле 60-х — это асимметричная полу-длинная или короткая стрижка, пышное каре, высокий начес, пышные шиньоны и парики.
В 70-х голах особую популярность приобрела эстетика хиппи. В моду входят облегающие длинные платья, удлиненные юбки с карманами, пиджаки с орнаментом, от крытые майки, брючные костюмы с геометрическим рисунком, рубашки с расширенными книзу рукавами и неровным низом — спереди короче, чем сзади.
В моду вошли немнущиеся синтетические ткани, такие как, например полиэстер. Широко используются ткани с растительным орнаментом. Очень модной деталью костюма быта белая водолазка из трикотажа, она непременно присутствовала в гардеробе любой модницы.
По-прежнему не потеряли актуальности брюки-клеш, узкие в области бедер и расширяющиеся книзу, они шились из шелка и трикотажа
Интересно, что в это же время, в 70-е, женщины начали носить мужские галстуки.
Дополняли модные ансамбли маленький берет, кожаная сумка с квадратными пряжками и туфли на платформе или широком устойчивом каблуке. В это же время появились и вызвали настоящий бум сапоги-чулки, которые сразу же стали необыкновенно популярными
Прическа в стиле 70-х — длинные распущенные волосы, чуть подкрученные локонами, и обязательно — челка.
Тогда же, в 70-е годы, в моду впервые входит стиль сафари. Платья, брюки, юбки в этом стиле обязательно дополняли пояса, сплетенные из тонких кожаных лент, с бахромой.
В начале 80-х годов в моду вошло стремление к роскоши. Модно было выглядеть богатым, демонстрировать высокое общественное положение. Лейблы престижных марок на одежде стали выставляться напоказ, популярность приобрели броские ювелирные украшения и бижутерия, которыми женщины стремились обвешаться буквально с ног до головы: большие серьги, массивные браслеты, крупные цепочки — их просто невозможно было не заметить. Яркость, шик, временами граничащие с вульгарностью, стали отличительными чертами моды 80-х (вспомните, например, Мадонну тех лет). Броский, вызывающий макияж, взлохмаченные волосы, спортивная фигура считались в то время очень стильными. Одежда шилась из ярких порой ядовитых цветов, или блестящих тканей — таких, например, как блестящая парча, трикотаж с люрексом. Тогда же писком моды стали капроновые колготки невероятных расцветок: чернильно-фиолетового, малинового, едко-зеленого.
Одновременно появляется тенденция к демонстрации тела: в моду входят ультрамини, широкие декольте, обтягивающие платья и юбки, леггинсы, которые носили с длинными свитерами, без юбки, в моду вошли лайкра и стрейч. Блузки и жакеты были, наоборот, свободного покроя, с очень большими плечами и, как правило, броскими «золотыми» пуговицами. В качестве декора одежды использовались банты и галстуки. В виде больших бантов из яркой материи выполнялись и заколки для волос.
Очень широкие и высокие плечи были, пожалуй, одной из наиболее характерных особенностей покроя одежды того времени. Равно как и асимметрия, ломаные линии. Стремление к асимметрии проявлялось даже в оформлении аксессуаров: это, например, ремни, один конец которого делался намного шире другого.
В одежде и аксессуарах присутствовало очень много декоративных элементов- деталей отделки, различной фурнитуры. Пряжки для ремней имели характер ювелирных изделий, сумки украшались большим количеством фурнитуры.
А вот обувь была достаточно простой: туфли-лодочки с небольшим каблуком или без него.
В 90-х годах мода стала не просто значительно скромнее — она стала воплощением минимализма. Одновременно возникает а иль унисекс и нарочитое пренебрежение к одежде (вероятно, в противовес явному китчу 80-х): грязные, порванные джинсы, поношенные кроссовки, мятые футболки. Одежда стала отличаться нарочитой бесформенностью: широкие штаны длинные мешковатые свитера со швами наружу.
Среди девушек появляются панки и рокерши. В моду входит одежда из кожи, косметика мрачных, темных тонов.
Броские цвета, украшения из драгоценных металлов уже успели порядком приесться в 80-е и теперь вызывали стойкое неприятие, так что предпочтение отдается неярким, преимущественно темным тонам и украшениям из натуральных материалов и простого металла. В моду вернулась обувь на высокой платформе.
В середине 90-х появился так называемый экологический стиль: вся одежда выполнялась только из натуральных тканей, иногда нарочито грубоватых (вроде неотбеленного льна, рогожи).
Фасоны одежды — сдержанные и простые, подчеркивающие скорее целомудренность, чем сексуальность: ничего нарочито вызывающего, кричащего, вульгарного.
Словом, для каждого десятилетия были характерны свои тенденции, которые можно назвать отличительными чертами моды того или иного периода. И, что примечательно, каждое десятилетие открывало что-то новое: появлялись новые стили, фасоны, аксессуары, прически.
Бывшие когда-то модными тенденции редко исчезают безвозвратно, чаще всего их отголоски то и дело ощущаются в моде следующих поколений А некоторые модные открытия прошлых лет и вовсе не устаревают: таковы, например, вечерние туфли-лодочки на шпильках, блузки с воротниками, откладывающимися на ворот пиджака.
Ретро-фасонами в современной моде модно называть платья с заниженной талией и круглыми вырезами, пышные юбки, костюмы с меховой отделкой, напоминающей горжетку, шелковые и атласные перчатки, майки с надписями, джинсы-клеш, украшенные вышивкой, сапоги-чулки, туфли на платформе, шляпки-таблетки и широкополою шляпы с отделкой в виде атласной ленты.
Однако не следует в точности копировать моду того или иного периода, иначе вы рискуете выглядеть старомодно. Если вы узнали, что в моду возвращаются тенденции, скажем, 70-х годов, то это вовсе не значит, что нужно срочно разыскивать старые модные журналы с выкройками и мастерить себе точь-в точь такие же наряды, какие носила в молодости ваша мама.
Наряду с ретро-деталями в вашем костюме непременно должны присутствовать решения, характерные для современной моды. Ведь ретро — это прежде всего стилизация современных моделей под одежду прошлых лет, а не полный возврат в прошлое. Скомбинируйте брюки в стиле 70-х с модным топом, сапоги-чулки — с модной мини-юбкой, замшевый приталенный пиджак — с классическими брюками, и ваш наряд будет выглядеть современно и вместе с тем несколько романтично.
Ретро-стиль вообще подразумевает некоторую долю романтики, ностальгических воспоминаний, пусть даже речь идет о вещах вовсе не романтического стиля.
Если вы собираетесь в точности воспроизвести фасон платья, юбки или жакета прошлых лет, избегайте использовать для их пошива ткани, которые уже давно вышли из моды, иначе ваш наряд будет выглядеть не стильно, а старомодно — будто вы на цел и костюм из бабушкиного сундука. Например, если когда-то костюм выбранного вами фасона и шили исключительно из кримплена, который в наше время считается архаизмом, то используйте для пошива какую-нибудь другую ткань — из тех, которые не считаются вышедшими из моды. Этот прием можно использовать и для того, чтобы придать ретро-мотивам современное звучание.
Если вы любите смелые эксперименты, можете попробовать соединить в одном ансамбле тенденции моды разных периодов времени и, в том числе, современные, но тут нужно действовать очень осторожно, чтобы наряд не выглядел нелепо.
Источник: «Гид по стилю для успешной карьеры и личной жизни», Т. В. Яковлева, 2006